Глиняный сосуд, один из тех, в которых хранились свитки
В начале 1947 двое юношей-пастухов из племени таамире пасли коз в пустынной местности, называемой Вади-Кумран (Западный берег Иордана), на северо-западном берегу Мертвого моря в 20 км к востоку от Иерусалима. Их внимание привлекло отверстие в скале. Проникнув через него в пещеру, они и, к своему удивлению, обнаружили там восемь больших глиняных сосудов. В одном из них оказалось несколько свитков, сшитых из кусков пергамента и завернутых в куски льняной ткани. Пергамент был исписан параллельными столбцами текста на языке, отличном от арабского.
Много недель пробыла находка у юношей, пока они не добрались до Вифлеема, где предложили свитки торговцу-сирийцу, который послал их к сирийскому митрополиту Иешуа Самуилу Афанасию в монастырь св. Марка в Иерусалиме. Митрополит понял, что это древнееврейские рукописи, и купил 4 из них и ряд фрагментов, оставив остальные у торговца. Но все, кому настоятель показывал свои приобретения, в один голос утверждали, что рукописи не могут быть древними.
Такое предубеждение объяснялось тем, что, за исключением т.н. папируса Нэша, содержащего лишь молитвы «шема» и десять заповедей на древнееврейском языке и датированного временем с 2 в. до н.э. по 1 в. н.э., библейские тексты на еврейском языке были известны лишь по сравнительно поздним рукописям, не ранее 9 в.
Только в конце 1947 профессор Е.Сукеник, археолог из Еврейского университета в Иерусалиме, сумел приобрести 3 оставшиеся рукописи у торговца из Вифлеема. Первым осознав их древнее происхождение и значение, Сукеник датировал манускрипты 2–1 вв. до н.э. Проведенное впоследствии радиоуглеродное исследование льняной ткани, в которую были завернуты свитки, в целом подтвердило эту датировку, указав на период между 167 до н.э. и 237 н.э.
В 1948 митрополит отправил несколько свитков в Американскую школу восточных исследований в Иерусалиме, где также признали их значение.
В начале 1949 митрополит покинул раздираемый войной Иерусалим и отплыл в США, взяв с собой свитки книги Исайи, Устав общины, комментарии на Хабаккука (Аввакума), апокалипсис Ламеха и большие фрагменты книги Даниила.
В 1954 их приобрел Иерусалимский университет через посредников. Документы, изначально попавшие в руки Сукеника, включают фрагмент книги Исайи, свиток Война сынов света против сынов тьмы и Благодарственные гимны.
Трудно переоценить эту находку. Там содержались рукописи всех книг Ветхого Завета (Танаха), кроме книги Руфь. Эти находки подтвердили точность библейского текста. Кроме этого, там были найдены и просто исторические записи. Это помогло подтвердить подлинность Библии.
Свитки
apokrif.fullweb.ru/kumran/ - Русская апокрифическая студия - Здесь можно почитать информацию по свиткам.
Главные экспонаты - свитки мертвого моря. Как видно на фото ниже, дизайн здания самого музея выполнен в форме крышки глиняных сосудов, в которых хранились свитки.При содействии Google стали доступны онлайн 5 свитков, включая самый сохранившийся - пророка Исайи. Очень удобно сделано, в виде свитка, который можно прокручивать, приближать и видеть по шкале в каком месте свитка вы находитесь. Наведем мышку на свиток, будет выделен стих, а в подсказке указано место в Библии, при клике появится перевод на английский.Благодаря искусной работе фотографа Ардона Бар-Хамы на них видны даже мельчайшие детали. Разрешение фотографий - 1200 мегапикселей, что в 200 раз превышает качество обычного снимка. При таком разрешении вы увидите, насколько тонка шкура животного, на которой он написан - всего одна десятая миллиметра.Такой вот цифровой свиток.
Здание музея Территория музея Свитки Мертвого моря