Апокрифы Ветхого Завета

Христианство / Библия / Канон Библии

Апокрифы Ветхого Завета

Апокриф
(гр. ἀπόκρῠφος — скрытый, сокровенный)
Книги, которые не вошли в библейский канон. Не стоит апокрифы путать с Евангелием от Фомы и др. подделками. Апокрифы являются историческими книгами, но не боговдохновенными, потому не входят в канон.

В древнем Израиле не было книг в нашем понимании, а все было в свитках.
Большая книга могла быть в нескольких свитках (Псалтырь в 5-ти), а маленькие могли быть собраны в один свиток, как малые пророки.
Они все лежали вместе с другой важной для иудеев литературой, как у нас Библия на книжной полке.
И было разное отношение к пророку Исайе и книге Барух и т.д.

Когда же переводили священные книги, перевели и другие значимые для иудеев книги.
Назвали этот перевод Септуагинта.
Когда же возникла церковь и появился формат книг с переплетом, возникла необходимость принимать решение, какую книгу размещать первой, а какую второй, а какую может не размещать.
Так и появилась Библия с неканоническими книгами.

Апокрифы

Изначально все книги были в отдельных свитках и находились в одном месте - кувшин, специальная полка или ...
Градации никакой не было, они просто там находились.
И сами иудеи перевели эти книги на греческий и назвали Септуагинта. Они выбрали книги для перевода, тем более канона еще не было.

Септуагинта была популярно в первой церкви, потому что большинство не владело ивритом.
Рим считал христиан иудейской сектой и стали появляться Евангелия и послания.
Тогда иудеи решили дистанцироваться от христиан и защититься от проникновения новых священных книг.
Так был определен канон, в который вошло 22 книги по числу букв в ивритском алфавите, чтобы он был завершенным.
Для этого были отобраны самые-самые книги, многие соединили, например:

  1. 12 малых пророков - написаны в одном свитке и считались за 1 книгу,
  2. 1-я и 2-я Самулила (у нас 1-я и 2-я Царств) была тоже одной книгой, просто 2-томник, как и книги Царей (3-я и 4-я Царств) и Летопись (1-я и 2-я Паралипоменон),
  3. 5 свитков Псалмов были одной книгой,
  4. Пятикнижье Моисеево поделили на 5 отдельных книг,
  5. Езру и Неемию объединили в одну книги из 2-х частей.
Позже Церковь приняло этот канон, но что делать с оставшимися книгами из Септуагинты?
Их назвали второканоническими.

Общепринятое определение - они не боговдохновенные, но исторические.

Апокрифы

Апокрифы входят в некоторые Библии, например, в русскую православную Библию.
Но они входят, как апокрифы, как дополнительная литература, историческая, полезная, но не боговдохновенная.

Эти книги еще называются второканоническими.
Они попали в Библию при первом переводе ТаНаХа (Ветхого Завета) на греческий - Септуагинту.

Апокрифические книги:

  • Товит,
  • Иудифь,
  • Премудрости Соломона,
  • Сирах,
  • Варух,
  • 3-я Ездры,
  • 1-я и 2-я Маккавейская.
Апокрифические добавления к книгам:
  • Добавления к Даниилу (Сусана и старцы; Бел и дракон; Молитва Азарии),
  • Молитва Манассии,
  • Послание Иеремии,
  • Добавление к Есфири (10:4-16:24).

Цитирование второканонических книг в Новом Завете

Иисус

  1. Мф.7:12 и Лк.6:31 => Тов.4:15 Что ненавистно тебе самому, того не делай никому
  2. Лк.14:13 => Тов.4:16 Давай алчущему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих; от всего, в чём у тебя избыток, твори милостыни, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню
  3. Мф.6:14 и Мк.2:25 => Сир.28:2 Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои
  4. Мф.8:43 => Прем.Соломона 3:7 Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю

Апостолы

  1. Рим.1:21, 1Кор.1:20-27, 1Тим.1:15 => Варух
  2. Иаков => Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова
  3. Евреям и Премудрости Соломоновой очень близки
  4. Иуд.1:9 => Успение Моисея

Неканонические книги

  1. Зах.3:1-2 => Успение Моисея
  2. Иуд.1:14-15 => Енох