Апокрифы Ветхого Завета
Апокриф
(гр. ἀπόκρῠφος — скрытый, сокровенный)
Книги, которые не вошли в библейский канон. Не стоит апокрифы путать с Евангелием от Фомы и др. подделками. Апокрифы являются историческими книгами, но не боговдохновенными, потому не входят в канон.
В древнем Израиле не было книг в нашем понимании, а все было в свитках.(гр. ἀπόκρῠφος — скрытый, сокровенный)
Книги, которые не вошли в библейский канон. Не стоит апокрифы путать с Евангелием от Фомы и др. подделками. Апокрифы являются историческими книгами, но не боговдохновенными, потому не входят в канон.
Большая книга могла быть в нескольких свитках (Псалтырь в 5-ти), а маленькие могли быть собраны в один свиток, как малые пророки.
Они все лежали вместе с другой важной для иудеев литературой, как у нас Библия на книжной полке.
И было разное отношение к пророку Исайе и книге Барух и т.д. Когда же переводили священные книги, перевели и другие значимые для иудеев книги.
Назвали этот перевод Септуагинта.
Когда же возникла церковь и появился формат книг с переплетом, возникла необходимость принимать решение, какую книгу размещать первой, а какую второй, а какую может не размещать.
Так и появилась Библия с неканоническими книгами.
Апокрифы
Изначально все книги были в отдельных свитках и находились в одном месте - кувшин, специальная полка или ...Градации никакой не было, они просто там находились.
И сами иудеи перевели эти книги на греческий и назвали Септуагинта. Они выбрали книги для перевода, тем более канона еще не было. Септуагинта была популярно в первой церкви, потому что большинство не владело ивритом.
Рим считал христиан иудейской сектой и стали появляться Евангелия и послания.
Тогда иудеи решили дистанцироваться от христиан и защититься от проникновения новых священных книг.
Так был определен канон, в который вошло 22 книги по числу букв в ивритском алфавите, чтобы он был завершенным.
Для этого были отобраны самые-самые книги, многие соединили, например:
- 12 малых пророков - написаны в одном свитке и считались за 1 книгу,
- 1-я и 2-я Самулила (у нас 1-я и 2-я Царств) была тоже одной книгой, просто 2-томник, как и книги Царей (3-я и 4-я Царств) и Летопись (1-я и 2-я Паралипоменон),
- 5 свитков Псалмов были одной книгой,
- Пятикнижье Моисеево поделили на 5 отдельных книг,
- Езру и Неемию объединили в одну книги из 2-х частей.
Их назвали второканоническими. Общепринятое определение - они не боговдохновенные, но исторические.
Апокрифы
Апокрифы входят в некоторые Библии, например, в русскую православную Библию.Но они входят, как апокрифы, как дополнительная литература, историческая, полезная, но не боговдохновенная. Эти книги еще называются второканоническими.
Они попали в Библию при первом переводе ТаНаХа (Ветхого Завета) на греческий - Септуагинту. Апокрифические книги:
- Товит,
- Иудифь,
- Премудрости Соломона,
- Сирах,
- Варух,
- 3-я Ездры,
- 1-я и 2-я Маккавейская.
- Добавления к Даниилу (Сусана и старцы; Бел и дракон; Молитва Азарии),
- Молитва Манассии,
- Послание Иеремии,
- Добавление к Есфири (10:4-16:24).
Цитирование второканонических книг в Новом Завете
Иисус
- Мф.7:12 и Лк.6:31 => Тов.4:15 Что ненавистно тебе самому, того не делай никому
- Лк.14:13 => Тов.4:16 Давай алчущему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих; от всего, в чём у тебя избыток, твори милостыни, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню
- Мф.6:14 и Мк.2:25 => Сир.28:2 Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои
- Мф.8:43 => Прем.Соломона 3:7 Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю
Апостолы
- Рим.1:21, 1Кор.1:20-27, 1Тим.1:15 => Варух
- Иаков => Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова
- Евреям и Премудрости Соломоновой очень близки
- Иуд.1:9 => Успение Моисея
Неканонические книги
- Зах.3:1-2 => Успение Моисея
- Иуд.1:14-15 => Енох