Канон Нового Завета
Канон
(гр. κανών — букв. прямой шест — всякая мера, определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник)
Свод требований для того, чтобы книги могли войти в состав Библии. Сами книги называются каноническими. На сегодняшний день Библия завершена, канон принят окончательно, добавляться книги не могут.
(гр. κανών — букв. прямой шест — всякая мера, определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник)
Свод требований для того, чтобы книги могли войти в состав Библии. Сами книги называются каноническими. На сегодняшний день Библия завершена, канон принят окончательно, добавляться книги не могут.
Критерии для принятия новозаветных книг
Есть критерии, по которым книга или письмо могло попасть в канон Нового Завета.Критерий античности (дата написания книги)
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Матф.28:19,20) Учение апостолов. Иисус уходя дал это повеление 12 апостолам (на тот момент уже одиннадцати).Потому в Новый Завет могли попасть только рукописи этих 12 апостолов.
Потому что они были с Иисусом от начала и были избраны им.
Они жили с ним эти 3 года и доподлинно знают не только учение Иисуса, но и Его жизнь.
Им было понятно, что Иисус вкладывал в ту или иную фразу, слово. С течением времени поколения сменялись и до нас доходит информация как испорченный телефон, совсем не то, что было сказано вначале.
Так вот, чтобы такого не произошло, учение должно быть написано 12-ти апостолами или с их одобрения. Скажем, апостол Павел не был одним из 12 и не ходил за Иисусом, но он сам получил откровение от Иисуса. 1-й век. Есть второй принцип, продиктованный первым.
То есть, если текст написан не в первом веке, то он не мог иметь апостольского авторства, ни одобрен апостолами, потому что никто из апостолов не дожил до 2-го века.
Критерий ортодоксальности
Если некая книга действительно была написана апостолом, то её учение непременно будет согласовываться с учением других водимых ДС апостолов. У Ранней Церкви уже был стандарт апостольского учения – вначале посредством правила веры, а потов в виде первых установленных книг, с которыми возможно было сравнить качество других книг.Критерий кафоличности (универсальное употребление Церковью)
Если эти тексты приняты во многих поместных церквях и если они соответствуют вышеизложенным критериям, они имели все основания войти в канон.Боговдохновенность
Книги должны были боговдохновенными, а не просто историческими и хорошим учением.Были наиболее спорными с точки зрения канона
- Евреям - само послание не вызывало споров, вопрос был о авторстве. Очевидно было апостольское авторство, но чье? - Павел, Варнава или Аполлос. Согласились на авторстве Павла, чтобы принять в канон, хотя стиль очень отличается от павловских посланий. Очень похоже на александрийскую школу, что указывает на Аполлоса. Сам текст возможно косвенно указывает на Варнаву.
- Откровение - принимала Западная церковь, Восточная не принимала.
- Иакова - было подозрение, что это послание подложное и не принадлежит перу Иакова, сводного брата Иисуса.
- 2-е Петра - написал очевидно образованный человек и оно отличается по стилю от 1-го послания Петра. Вероятно оно написано через переводчика, потому что Петр не владел языками, так как был человеком не книжным. Скорее всего это послание написано Силуаном (спутником Павла Силой).
- 2-е и 3-е Иоанна - послания подписаны "Старец Иоанн". В то время был такой старец Иоанн. Вопрос стоял, подписал ли так апостол Иоанн или то был тот самый старец?
- Иуды - как и послание Иакова, трудно было доказать подлинность.
ГОД | СПИСКИ | КАНОН | АПОКРИФЫ | Мураториев канон | Канон Оригена | Канон Евсевия | Лаодикийский собор | Афанасий | Кирилл Иерусалимский | Григорий Богослов | Соборы в Гиппо и в Карфагене | Синайский кодекс | Александрийский кодекс | Иероним | Августин | Клермонтский кодекс |
Канон Евсевия тоже соответствует современному, только по ряду книг еще не было единого мнения.
Евангелия шли одним свитком, как 4 Евангелия.
Послания Павла шли одним свитком - Павел. Вероятно, потому что названия посланиям давали по авторству (Иоанна, Петра, Павла ...), а сейчас послания Павла названы по адресности (куда или кому).
Послание Евреям не входило в свиток посланий Павла за недоказанностью авторства.
Таким образом, тогда канон содержал 12 книг, но то же содержание, что и наши 27 книг.
1 Послание Климента Римского к коринфянам (Κλήμεντος πρὸς Κορινθίους)
59 глав - 96–97 г. -
Текст послания запечатлел весомое доказательство авторитета римского епископа по отношению к другой церковной общине. 1 2-е послание Климента Римского к коринфянам (Κλήμεντος πρὸς Κορινθίους)
12 глав - 95–140 гг. - Подлинным признается лишь 1-е послание Климента.
По сути, это записанная проповедь. 2 Апокалипсис Петра (Откровение Петра)
1 глава - II век -
Изложение откровений, полученных Петром от Спасителя в Иерусалиме, незадолго до страстей. 3 Деяния Павла (Acta Pauli)
100-160 гг. -
Повесть, в которой произвольно использованы канонические Деяния, молитвы и письма якобы Павла. 4 Пастырь Гермы (Hermae Pastor)
20 глав - II век - написан Гермой, братом десятого епископа и папы Римского Св. Пия I.
Мистические видения в ней перемежаются с аллегориями, содержащими наставления в вере и праведности. 5 Послание Варнавы (Βαρνάβα Ἐπιστολή)
21 глава - не вошедшее в канон Нового Завета анонимное послание на древнегреческом языке, написанное между 70 и 132 гг. н. э.
Причина написания - проблема взаимоотношения христианства и иудаизма. 6 Книга Премудрости Соломона (Σοφια Σαλωμωνος)
19 глав - входит в число учительных неканонических книг Ветхого Завета.
Цель - укрепления еврейской веры против искушений идолопоклонства.