Канон Ветхого Завета

Христианство / Библия / Канон Библии

Канон Ветхого Завета

Канон
(гр. κανώνбукв. прямой шест — всякая мера, определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник)
Свод требований для того, чтобы книги могли войти в состав Библии. Сами книги называются каноническими.

На сегодняшний день Библия завершена, канон принят окончательно, добавляться книги не могут.

Гениза́
(ивр. גְּנִיזָה‏‎‏ - гниза хранилище от ганаз - прятать, скрывать)
Место хранения пришедших в негодность священных текстов и их фрагментов: свитков Торы, изданий Танаха, Талмуда, молитвенников.
Уничтожение текстов, имеющих сакральное значение и содержащих имена и эпитеты Бога, а также предметов ритуала, считается святотатством и запрещено еврейскими религиозными нормами.

Канон

  1. Тора — VI век до Р. Х.
  2. Пророки — 23 год до Р. Х.
  3. Писания — начало II века н. э.

0. Декалог

40 лет скитания в пустыне евреи имели эту Библию - 10 заповедей.
Пятикнижие Моисеево в течении этого времени писалось.
Моисей написал его не в один день.
Что-то было написано вначале и создавалась скиния, порядок богослужения.
Но полная Тора сформировалась только к концу 40 лет блуждания по пустыне.
Основой было не богослужение, а порядок жизни общества - 10 заповедей.

Кстати, иудеи не используют термин.

1. Тора (Пятикнижие)

Тору ещё называют Пятикнижие Моисеево, потому что авторство приписывается Моисею.
На деле, авторов Пятикнижия, как минимум 2-4. Это были летописи, которые были собраны воедино в Вавилоне.

Долгие годы иудеи использовали Тору, как единственную священную книгу.
Это было не 5 книг, а одна книга в 5 томах (свитках), потому что в 1 не помещалась, как и Псалтырь.
Свиткам были даны названия по первому слову, подобно как мы называем стихи, которые не назвал автор - по первой строчке.

2. ТаНаХ

Тора была в храме, там были все священники и этого было достаточно.
Но в вавилонское пленение все изменилось, не стало ни храма, ни возможности посетить Иерусалим.
Тогда появились синагоги, которые и стали местом собрания, библиотекой.
Тора была не везде, собирались другие важные для иудеев книги - летописи, исторические ...

В годы восстановления храма и всего Израиля, стали разбираться во всех этой литературе и тогда начали расширять канонические Писания.
Так появился известный нам Ветхий Завет, который евреи называют ТаНаХ.


Самый великий раскол

Известен Великий раскол церкви - на Католическую церковь и протестантскую.
Мало кто говорит о более великом расколе.

Откуда ноги растут.
Если читать книгу Деяний апостолов, то миссионерское движение начал апостол Павел по призванию Бога.
Очень скоро появилась стратегия, несколько странная на первый взгляд.
Результатом было всего пара-тройка иудеев принявших Христа.
Затем он шел к язычникам, в результате ко Христу обращались толпы и никто его не бил.

Но возникал вопрос, с кем оставить вчерашних язычников?

Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. (Деян.14:23)

Пресвитер - это старейшина, то есть наиболее опытный.
А кто наиболее опытный из толпы язычников, которые обратились ко Христу вчера? - Иудеи.
Они были наставлены на Слове и ждали Мессию, а теперь Его приняли.

Таким образом, церковь состоит в основном из язычников. которыми руководит горстка иудеев.
Собственно, потому и гонений Церкви не было на раннем этапе. Она была просто иудейской сектой.

Тут и зародился конфликт. Иудеи тащили в Церковь свои традиции, которые были никому кроме них не понятными и не полезными.
Среди язычников поднялись свои учителя Библии, лидеры. И решили отфильтровать ненужное.
Так было принято празднование Пасхи, чтобы она не совпадала с Иудейской (то бишь, с настоящей), причем ее тоже вычисляли по еврейскому лунно-солнечному календарю.
Выходной перенесли с седьмого на первый день недели (с субботы на воскресенье) и т.д.
Собственно, Церковь породила антисемитизм, неприязнь к евреям.

Теперь есть отдельно Иудаизм и отдельно Христианство - а основа учения одна - Ветхий Завет, который евреи называют ТаНаХ.


Канон Ветхого Завета

Изначально у Иудеев не было канона, а были просто священные свитки. Свитки хранились в специально отведенных местах - кувшине или на полке.
При таком хранении не было ни порядка последовательности свитков, ни градации по значимости.
Это когда появился книжный формат с переплетом надо было определить, какую книгу размещать первой, какую после нее, какую не размещать вовсе.

Септуагинта

Септуагинта - это так сказать первый канон ТаНаХа.
Кто-то же определил, какие книги переводить.

Раняя церковь пользовалась именно Септуагинтой, потому что ивритом владел мало кто, а греческим многие.
Так вышло, что именно Церковь стала поддерживать этот перевод, переписывая снова и снова.
Иудеи не доверяли Церкви, не могли быть уверены, что Церковь ничего своего не добавила, не изменила, потому отказались от этого перевода.
Впрочем, никто не мешал им поддерживать самим этот перевод.

От того традиционные церкви - католическая и православная имеют больше книг (канонические и второканонические).

Причина, побудившая иудеев определить канон - распространение христианской литературы.
Изначально христиане считались очередной иудейской сектой и их литература могла повлиять на остальных евреев.
Канон же ограничивал количество священных книг. А количество их было подбито под количество букв иврита, что делало канон завершенным.

Возникает вопрос, а почему в иудейский канон не вошли книги, которые сами же иудеи выбрали и перевели для Септуагины?
В канон вошли только те книги, которые на тот момент имели версии на иврите или арамейском.

Церковь же решила принять иудейский канон книг Ветхого Завета, ничего не меняя.
А что же делать с книгами вошедшими в Септуагинту, но не вошедшими в официальный канон ТаНаХа?
Православная и Католическая церкви назвали такие книги ВТОРОКАНОНИЧЕСКИМИ.
Эти книги не являются еретическими, это по-прежнему исторические книги и полезные для чтения.
Кстати, в Новом Завете цитируются некоторые второканонические книги.


Различия в каноне Ветхого Завета и ТаНаХа

Различий по сути нет.
Христианство приняло Писания Ветхого Завета таким, как оно было у Иудеев, ничего не дописывая.

Порядок книг

Разница в порядке книг и количестве книг обусловлена тем, что тогда не было сшитых книг, а были свитки.
Свитки не имели четкого порядка, они просто лежали вместе. В книге же все расположено по очереди.
И когда появились книги, христиане сразу приняли этот формат, иудеи же долго его не принимали.
Собственно, в синагогах и по сей день используются свитки.

Христиане, собрав Библию в единую книгу, определили порядок, а иудеи следовать ему не стали и сделали свой порядок, который отличается.
Но книги те же и содержание то же.

Количество книг

Содержание одинаково, скомпоновано по разному.
Причина - те же свитки.
Свиток не мог быть бесконечным, как и книги. Потому какие-то книги разбиваются на тома.

Если обратим внимание, то большие книги Ветхого Завета приблизительно одинакового размера.
Это размер свитка.

Изначально вся Библия состояла только из Торы. Это было 5 свитков, не 5 книг.
Впрочем, надо было как то ориентироваться в них, потому их называли по первому слову.
Ну как у нас стихи, которым автор не дал названия, называются по первой строчке.
Так, как такого рода имена не говорящие, в христианской Библии названия первых 5 книг взяты из Септуагинты.
Собственно этот первый перевод Ветхого Завета долгое время использовался, потому что греческий язык был международным и им многие владели.

Так, первые 5 свитков стали пятью книгами.
Затем появились и другие книги в Ветхом Завете, были и такие, которые не помещались в один свиток, потому были в 2-х свитках, например Самуила, Царей, Хроники.
По тому же принципу, что и в случае с Пятикнижием, в христианской Библии их поделили на 2 книги: 1-я и 2-я Самуила, 1-я и 2-я Царей, 1-я и 2-я Хроники.
У нас Самуила и Царей разбили на 4 книги Царств.

Впрочем, книга Псалтырь состоит из 5 свитков и ее делить никто не стал.
По той же причине, Иудеи не делят книги Самуила, Царей, Хроники.

12 малых пророков у Иудеев шли одним свитком, потому что очень хорошо помещались.
Также были соединены книги Ездра и Неемии.

Впрочем, все не столь важно. Обычный человек за раз читает одну книгу и не важно, где она находится и как называется, важно содержание, а оно все то же.