Обзор интернета - Lite Веб-мастеру Графика Игры, Спорт Программы Рецепты Время Рождество Библия
Христианский интернет Медиа Библия Учения Служение Церковь Израиль

Глоссарий

Самаряне
не чистокровные евреи
Евреи со смешанной кровью (один из родителей был еврей, другой не еврей).
Прозелиты
обращенные в иудейство
Язычники принявшие иудаизм, ставшие евреями через обрезание, принятие и исполнение иудейских законов культуру, стиль жизни.
Элинисты
цивилизованные евреи
Евреи, жившие в Израиле и принявшие греческую культуру, стиль жизни.
Амфиополь
(гр. Ἀμφίπολις)
Древнегреческий полис, расположенный в современной греческой области Центральная Македония на берегу реки Стримон, в 4 километрах от побережья Эгейского моря.
Антиохия
(гр. Ἀντιόχεια)
Современный город Антакья, расположенный в 483 км к северу от Иерусалима, на границе Турции и Сирии. Это самый знаменитый из шестнадцати городов, носивших имя Антиохия. Все эти города били основаны одним из полководцев Александра Македонского и названы им в честь своего отца. Антиохия, ста"" шая на реке Оронт, имела собственный морской порт, При римлянах она была административным центром провинции Сирия и третьим по величине городом империи. Антиохия славилась и как выдающийся культурный центр. В городе была крупная иудейская община. После смерти первомученика Стефана гонимые христиане бежали из Иерусалима в Антиохию. С этого момента начинается история одной из самых крупных и деятельных раннехристианских церквей. Многие местные жители были обращены в христианство. Именно в Антиохии верующих в Иисуса Христа впервые начали называть христианами. Варнава, которого Иерусалимская церковь направила в Антиохию, разыскал здесь Павла и попросил его помог в наставлении новообращенных. Больше года они вдвоем учили в Антиохии. Некоторое время спустя Антиохийская церковь направила Павла и Варнаву проповедовать Евангелие на Кипр и в другие земли. В Антиохию Павел неизменно возвращался поем своих миссионерских путешествий. В 526 г. н. э. древний город был уничтожен землетрясением. Деян 11:19-30; 13:1; 15:35
Антиохия Писидийская
(гр. Αντιόχεια τὴς Πισιδίας)
Город в центре Малой Азии (современная Турция). Павел и Варнава посетили его во время своего первого миссионерского путешествия. Сначала апостолы проповедовали в антиохийской синагоге, но, когда на призыв Павла откликнулись неевреи,иудеи вызвали в городе беспорядки и изгнали апостолов из города. Два или три года спустя Павел вновь посетил Антиохию, чтобы укрепить христиан в их вере. Деян 13:14-52
Аполлония
(гр. Ἀπολλωνία)
Древний полис на острове Крит, в 25 км юго-восточнее Ретимно.
Асс
(гр. Άσσος)
Приморский город в Троаде, против острова Лесбоса; теперь он называется Бейрамом. Отсюда Павел направился в Митилену (Деян 20:13).
Атталия
(гр. Antalya)
Малоазийский город Памфилии, близ Пергии, недалеко от Средиземного моря, при р. Катаракте. Отсюда апостолы Павел и Варнава, после первого своего путешествия для проповеди Евангелия, обратно отплыли в Антиохию. В настоящее время здесь находится укрепленное место Анталы или Саталия, с 8 000 жителей. Деян 14:25
Афины
(гр. Αθήνα)
Главный город провинции Аттика на протяжении столетий. Визитная карточка Афин — знаменитый Акрополь — крутой холм с плоской вершиной, который возвышается примерно на 200 футов (61 м) над окружающей равниной и на которой находится несколько архитектурных памятников. Стены, относящиеся к 1100 г. до Р.Х., свидетельствуют о высоком для того периода уровне мастерства. Известность пришла к Афинам в VI веке до Р.Х., сначала при Солоне (умер в 559 г. до Р.Х.), учредившем демократическую форму правления, а потом — во времена Перикла (умер в 429 г. до Р.Х.), когда были воздвигнуты величественные здания Акрополя. В золотой век своего существования Афины были центром развития философии, искусства, архитектуры и театра. К тому моменту, когда Павел принес в Афины Благую Весть (Деян 17:15-34), город в значительной степени утратил былую славу и престиж. Римские императоры продолжали покровительствовать городу, строя в нем новые здания и восстанавливая рыночную площадь (агора). Афинский университет по-прежнему был наиболее выдающимся в греческом мире. В городе жили знаменитые представители эпикурейской и стоической философии. Христианская Благая Весть была принесена в Афины апостолом Павлом во время его второго миссионерского путешествия, примерно в 50 г. по Р.Х. Он упоминает Афины только в 1Фес 3:1, где говорит, что они с Тимофеем прибыли в этот город вместе, но вскоре он отправил Тимофея обратно в Фессалоники и остался в Афинах один. Лука более подробно рассказывает о служении Павла в этом городе (Деян 17:16-34). Вид этого города, изобилующего статуями различных богов как никакой другой город, вызвал его возмущение. Воспитанный в строгой монотеистической вере иудаизма, Павел, очевидно, посчитал Афины средоточием греха, и даже культурное великолепие города не смогло преодолеть это впечатление. В Афинах, как почти во всех городах того времени, была иудейская община, и Павел, как он обычно это делал, прежде всего выступил перед своими сородичами. Потом он отправился на рыночную площадь, рассказывая об Иисусе всем, кто его слушал, в том числе нескольким философам, которые отнеслись к нему пренебрежительно как к проповеднику «чего-то странного». Проповедь Павла об Иисусе и воскресении звучала для них как провозглашение нового божества, поэтому его призвали предстать перед ареопагом, гражданским органом, управляющим моральной и религиозной жизнью Афин. Каждое новое божество должно было получить одобрение этого совета. Название «ареопаг» происходит от названия небольшого холма возле Акрополя, на котором обычно собирался совет. Во времена Павла собрания обычно проводились в портике по одну из сторон рыночной площади. Лука передает речь Павла, обращенную к ареопагу, в которой апостол упоминает многих богов и даже «неведомого Бога». Павел утверждает, что несет афинянам знание о Боге, Который им неведом. Он завершает свое обращение призывом к покаянию. Его упоминание о воскресении вызвало несогласие, но некоторые захотели узнать больше. Лука утверждает, что лишь несколько человек последовало за Павлом, в том числе член ареопага Дионисий и женщина по имени Дамарь. Кажется, Афины оказались одним из немногих мест, где Павлу не удалось создать церковь, вот почему в раннехристианской истории этот город не играет важной роли.
Верия
(гр. Βέροια)
Город в Греции, в Центральной Македонии. Столица нома Иматия. Расположен у подножья горы Вермион. Расстояние до Афин — 509 км, до Салоник — 69 км.
Вифиния
(гр. Βιθυνία)
Историческая область, древнее государство и римская провинция, существовавшая на северо-западе Анатолии (Малой Азии) между проливом Босфор и рекой Сангариус. Крупнейшими городами Вифинии считались Никомедия и Никея.
Галатия
(гр. Γαλατία)
Область Малой Азии (сегодняшняя Турция), в которой в 278 до н.э. осели Галлы (народ Кельтского племени). С 25 до н.э. часть Римской империи.
Дервия
(гр. Δέρβη)
Город в юго-восточной части Ликаонии, который Павел посетил с Варнавой во время своего первого миссионерского путешествия (Деян 14:6,20); во время своего второго путешествия Павел снова посетил этот город (Деян 16:1). Дервия была родиной Гайя, спутника Павла во время его последнего путешествия в Иерусалим (Деян 20:4).
Ефес
(гр. Ἔφεσος — желанный, вожделенный)
Главный город провинции Азия (территория сегодняшней Турции), торговый центр. Население ~300.000 чел., улицы мощённые мрамором, храм Дианы (Артемиды - богиня луны, дочь Зевса, сестра Аполлона) был одним из семи чудес света. В городе была большая еврейская колония. В 262 г. разрушен.

Павел провёл в Ефесе 3 года во время своего 3-го м-путешествия, уча каждый день. Выпускники его Библейской школы насадили церкви по всей провинции Азия. Пастором церкви в Ефесе был поставлен любимый ученик Павла - Тимофей. Послания Тимофею - послания пастору ефесской церкви.

Иерусалим
(ивр. ירושלים Йерушалаим — обиталище мира)
В 70 г. разрушен императором Титом, в 135 г. восстановлен Римом и называл-ся Aelia Capitolia, в 638 г. завоёван мусульманами и назван El-Kuds - святой город.
Икония
(гр. Ικόνιον — ныне Конья)
Город в юго-западной части центра Малой Азии, расположенный примерно в 95 милях (153 км) от Средиземноморского побережья. Сегодня это турецкий город Конья, столица провинции с аналогичным названием. Икония была сельскохозяйственным центром, знаменитым своими пшеничными полями, а также абрикосовыми и сливовыми садами. Идеальное расположение и климат способствовали известности этого места, находившегося на пересечении торговых путей между Сирией, Ефесом и Римом. О происхождении города известно мало. Должно быть, он был основан группой иммигрантов из Северной Греции — фригийцев. Древнегреческий историк Ксенофонт (ок. 428-354 до Р.Х.) упоминает Иконию как фригийский город, который посетил Кир. Так как в Иконии говорили по-фригийски, скорее всего ее жители считали себя фригийцами по происхождению. Хотя название Икония — фригийское, позже возник миф, что оно имеет греческие корни. Согласно этой легенде, человечество погибло от великого потопа. Жизнь на земле возродилась, когда Прометей и Афина оживили человеческие изображения, сделанные из глины. Греческое слово eikon переводится как «образ», отсюда и происходит, согласно легенде, название Иконии. В III веке до Р.Х. Иконией управляли сирийские цари из династии Селевкидов. Селевкиды, которые пропагандировали греческую культуру, превратили Иконию в эллинистический город. Население говорило по-гречески, им управляли два городских совета, которые избирались ежегодно. Хотя потом Икония попала под власть галльских и понтийских царей (ок. 165-63 до Р.Х.), свой эллинистический характер она сохранила до новозаветных времен. В 36 г. до Р.Х. Марк Антоний отдал этот город Антиме. После его смерти в 25 г. до Р.Х. Икония присоединилась к соседним городам — Листре, Дервии и Антиохии Писидийской — и вошла в состав провинции Галатия, став частью Римской империи. Апостол Павел посетил Иконию во время первого миссионерского путешествия. Он был вынужден покинуть Антиохию Писидийскую (Деян 13:51) и пришел в синагогу в Иконии. Его проповедь понравилась иудеям и грекам, но неверующие иудеи скоро подняли бунт против него (Деян 14:1-7). Павел бежал в Листру, но его преследовали иудеи Иконии, которые побили его камнями и бросили, приняв за мертвого (Деян 14:19; 2Тим 3:11). Друзья позаботились о Павле, и он смог присоединиться к Варнаве в Дервии, где многие стали их учениками. Позже они вернулись в Иконию, чтобы укрепить там церковь (Деян 14:20-23). Во время второго миссионерского путешествия христиане Иконии рекомендовали Павлу и Силе Тимофея (Деян 16:1-2).
Кенхрея
(гр. Κεγχρεαί)
Морской порт при большом городе Коринфе, примерно в восьми милях (12,9 км) к западу от последнего. Кенхрея известна уже в V веке до Р.Х. в связи с нападением афинян на Коринф. Пока не был прорыт Коринфский канал, транспортное сообщение между Европой и Азией часто пролегало через Кенхрею, из Коринфа в Лехайон. Раскопки, которые начались в 1963 г., привели к обнаружению мола гавани, склада, относящегося к началу I века, и большого каменного здания II века. Церковь IV века свидетельствует о влиянии христианства в городе. Среди руин городской рыночной площади сохранились остатки древней дороги от Кенхрейских врат в Коринф. Кенхрея дважды упоминается в НЗ. Апостол Павел, покидая Кенхрею, остриг голову по обету (Деян 18:18). В послании к римской церкви Павел представляет римлянам Фиву, диакониссу кенхрейской церкви, знаменитую своим служением (Рим 16:1).
Кесария
(гр. Caesarea)
Город, названный в честь цезаря Августа и построенный Иродом Великим в период между 22 и 10 г. до Р.Х. Этот город площадью 8000 акров (3240 га) лежит в 25 милях (40 км) к югу от современной Хайфы, в прекрасной долине Шарон на Средиземноморском побережье Израиля. Так называемая «Приморская Кесария» в период завоевания Римом стала крупным административным центром страны. Там жили три римских губернатора: Феликс (Деян 24), Порций Фест (Деян 25:1,4-6,13) и Понтий Пилат, который по особым случаям приезжал в Иерусалим (как в Ин 19). Археологи нашли имя Пилата высеченным на одном из камней в театре Кесарии. Кесария была крупнейшим морским портом Иудеи в новозаветные времена. Так как на южном побережье Палестины не было хороших гаваней, Ирод построил две гигантские дамбы, которые предоставляли судам укрытие от средиземноморских волн. В Кесарии был обращен в христианство римский офицер по имени Корнилий (Деян 10:1,24). Позже апостол Павел навещал там выдающегося христианского деятеля Филиппа (Деян 21:8). Павел провел в темнице Кесарии более двух лет (Деян 24:27-25:1) и сел там на судно, когда отправлялся в Рим (Деян 27). В 70 г. по Р.Х. римский полководец Тит вернулся в Кесарию после захвата Иерусалима, как и Флавий Сильван в 73 г. по Р.Х. после взятия крепостей Масады и Иродиума (обе в Восточной Иудее). Раскопки, которые ведутся в Кесарии постоянно, начиная с 1971 г., позволили узнать о городе много нового. Ирод построил там акведук, по которому в Кесарию поступала пресная вода с горы Кармил. Акведук меньшего размера, соединенный с источником к северу от города, использовался для орошения. Под городом, на уровне моря, проходили канализационные трубы (упоминаемые иудейским историком Иосифом Флавием). К востоку от города находился ипподром на 30000 мест. По-видимому, он был построен во II веке по Р.Х. и разрушен во время арабского нашествия в 640 г., вместе с архивами на побережье. Раскопки архивов привели к обнаружению нескольких надписей на мозаичных полах, среди которых — две цитаты из греческого текста Рим 13:3. Еще не раскопан и различается только на инфракрасных фотографиях большой амфитеатр к северозападу от ипподрома. В 1976 г. при раскопках были обнаружены первые свидетельства о башне Стратона, эллинистической постройке Ирода в Кесарии, о которой мы знали от Иосифа Флавия. В северной части большого форта, построенного в гавани Ирода в период крестовых походов, найдена небольшая синагога. В районе порта раскопано множество складских помещений; по меньшей мере семь из них уже исследованы, в то время как около 73 еще подлежит раскопать. Одно из помещений использовалось римскими легионерами как митрейон, ритуальное святилище персидского Бога Митры. Это единственное святилище Митры, обнаруженное в Палестине. После разрушения Кесарии мусульманами в XIII веке город не был восстановлен.
Колоссы
(гр. Colossae)
Город во Фригии (сегодняшняя территория Турции). Разрушен землетрясением на 63-м году правления Нерона и восстановлен. Церковь была основана, по-видимому Епафрасом, когда Павел жил в Ефесе.
Коринф
(гр. Ϙόρινθος)
Главный город Ахайи (Греция), в 146 до н.э. разрушен Юлием Цезарем, в 44 до н.э. восстановлен. Располагается на Кенхрейскиом перешейке (длинною ~8 км), по которому перетаскивались корабли, что сокращало путь более чем на 300 км, и позволяло миновать опасный штормами мыс. Бытовала поговорка: "собираешься путешествовать через этот мыс - напиши завещание". Благодаря этому город находился на торговом пути и являлся Меккой торговли востока с западом. Каждый вечер в город спускалось 1000 жриц храма Афродиты, священных проституток. Единственный город Римской империи, где имела место храмовая проституция. Выражение "жить по-коринфски" означало конченого развратника. Павел провёл там 1,5 года, большую часть своего 2-го м-путешествия.
Листра
(гр. Λύστρα — искупающий)
Город в районе Ликаония, в римской провинции Галатия. В НЗ о событиях в этом городе рассказывается только в Книге Деяний (есть также ссылка во 2Тим 3:11). Во время первого миссионерского путешествия Павел и Варнава столкнулись с оппозицией в Иконии и бежали в Листру, Дервию и окрестности (Деян 14:6). Будучи в Листре, Павел исцелил калеку (Деян 14:8). Это чудо произвело впечатление на местное население (Деян 14:9-21), и толпа стала кричать, что Варнава должен быть Зевсом, а Павел — Гермесом (потому что говорил в основном Павел). Позже в некоторых переводах использовались соответствующие латинские имена Юпитер и Меркурий. Служение Павла и Варнавы в Листре. Павел и Варнава, когда их выгнали из Антиохии Писидийской, спустились с гор и отправились на восток в Ликаонию. Сначала они пошли в Иконию, торговый центр на дороге из Азии в Сирию. Они проповедовали там, после чего вынуждены были бежать в Листру, в 25 милях (40,2 км) к югу. В Листре Павла побили камнями, но они с Варнавой проделали путь в 50 миль (80,5 км) до Дервии, города на границе. Потом они отважно вернулись назад. В Листре в основном жили потомки небольшого анатолийского племени, которое говорило на собственном диалекте, о чем сегодня свидетельствует множество надписей, найденных в тех краях. На этом диалекте говорили до VI века по Р.Х. Очевидно, в этом торговом городке анатолийская сельская система преобладала и во времена римского владычества. Здесь поклонялись греческим богам Зевсу и Гермесу, и археологические свидетельства подтверждают сведения, которые Лука сообщает в Книге Деяний. В одной из надписей говорится о посвящении Зевсу на статуе Гермеса. Другая представляет собой посвящение «Зевса перед городом», что позволяет понять упоминание об «идоле Зевса, находившемся перед их городом» в Деян 14:13. Географически и Дервия, и Листра принадлежали к одной и той же политической области, а Икония — к другой. Листра была ближе к Иконии, чем к Дервии в территориальном, торговом и общественном плане — несмотря на то, что их разделяла политическая граница. Очевидно, между этими двумя городами существовало активное сообщение. В Деян 16:1-2 Листра и Икония связаны как места, где хорошо знали и уважали Тимофея.
Македония
(гр. Μακεδονία)
Область в северной Греции. Главным городом Македонии была Фессалоника. Из городов, упоминаемых в Библии, в состав римской провинции Македонии, кроме Фессалоники, входили также Филиппы и Верия. Находясь в Троаде, апостол Павел имел видение, в котором человек из Македонии просил его прибыть в эту область и помочь македонянам. Переправившись через Эгейское море в Македонию, Павел впервые ступил на европейскую землю. Три Павловых послания (Филиппийцам, 1 и 2 фессалоникийцам) адресованы македонским христианам. Македонские верующие щедро жертвовали деньги для нуждающихся христиан Иудеи. Некоторые македоняне стали постоянными помощниками Павла. Деян 16:8-17:15, 20:1-6; 2Кор 8:1-5; 9:1-5 и др.
Миры
(гр. Μύρα)
Портовый город на южном побережье Малой Азии, в провинции Ликия, современная Демре в Турции. Согласно Деян 27:5-6, Павел и его стража ненадолго остановились в Мирах, чтобы пересесть на другой корабль по пути в Рим, где Павел должен был предстать перед судом.
Неаполь
(гр. Νεάπολις)
Приморский город во Фракии. После Нерона он присоединен к Македонии. Там Павел впервые высадился в Европе и продолжал путешествие в Филиппы (Деян 16:11). Теперь этот город называется Кавала.
Памфилия
(гр. Παμφυλία)
Приморская провинция на южном берегу Малой Азии (Деян 27:5), подвластная римлянам с 103 г. до Р.Х., представляет узкую полосу земли между Киликией на востоке и Ликией на западе, пересеченную отрогами Тавра и орошаемую несколькими горными речками, а также судоходною рекою Эвримедонт. Памфилийцы представляли смешанный народ, состоявший из киликийцев, финикийцев и греков, и занимались преимущественно мореходством. Они присутствовали, в числе прочих, в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян 2:10). Впоследствии Павел и Варнава благовествовали в Пергии, столице Памфилии (Деян 13:13, Деян 14:25)
Паф
(гр. Πάφος — кипящий)
Изначально финикийское селение на юго-западе Кипра. К Старому Пафу был пристроен греческий Новый Паф, примерно в 10 милях (16,1 км) от него. Этот новый город стал административным центром Кипра, когда Кипр в 22 г. до Р.Х. стал римской провинцией. Город славился своим храмом, изначально посвященным сирийской богине Астарте, поклонение которой (согласно Тациту) включало в себя умащение маслами камня конической формы (метеорита?). Греки отождествляли Астарту с Афродитой, утверждая, что она вышла из моря. В Пафе Павел столкнулся с сопротивлением Елимы, который мешал ему распространять Благую Весть. Здесь Павел совершил первое чудо, о котором рассказывается в Библии. Но он был милостив, и слепота поразила Елиму «до времени» (Деян 13:11).
Пергия
(гр. Πέργη)
Город в Памфилии у реки Кестрос, на расстоянии 60 стадий от устья, с знаменитым храмом Дианы. Здесь Павел и Варнава во время первого миссионерского путешествия сошли на берег, здесь же Иоанн Марк оставил их (Деян 13:13). На обратном пути они проповедовали здесь Евангелие (Деян 14:25).
Путеолы
(ит. Pozzuoli — Поццуоли)
Теперь Поццуоли, был цветущим приморским торговым городом с хорошей гаванью, около берегов Кампаньи, между Неаполем и Кумами. Город был основан жителями Кум, которые называли его Дикеархия: около 520 г. до Р.Хр., во время Пунических войн он подпал под власть римлян, которые и дали ему название Путеол (т.е. источники), т.к. в окрестностях этого города много минеральных источников. Впоследствии город сделался римской гаванью и часто посещался сирийскими и египетскими купцами, проезжавшими через него во всемирно известный город Pим. Когда Павел ехал узником в Рим, то он остановился здесь и пробыл 7 дней у братьев по вере (Деян 28:13 и дал.).
Ригий
(гр. Ῥήγιον)
Порт. город на юж. побережье Италии, ныне Рефио-ди-Калабрия. В Р. останавливался Павел по пути с Мальты в Рим (Деян 28:13).
Рим
(ит. Roma)
Столица всемирной державы, расположенный на берегу реки Тибра в Италии, по преданию, построен Ромулом около 750 года до Р.Хр. Во времена своего расцвета он был раскинут на семи холмах - Капитолии, Палатине, Авентине, Целии, Квиринале, Виминале и Эсквилине (Срав. Откр 17:9). Pим сначала управлялся царями - приблизительно до 500 г. до Р.Хр.; потом царская власть сменилась республикой, во главе которой стояли два консула, избираемые на 1 год. Так продолжалось до времени Юлия Цезаря, который захватил власть в свои руки в 46 г. до Р.Хр. Сын его брата Октавиан Август, сделавшийся единовластным правителем с 31 г. до Р.Хр., принял новый титул кесаря. В течение этих столетий власть Рима распространилась сперва на всю Италию (270 г. до Р.Хр.) и на все земли, прилегающие к Средиземному морю, включая Галлию и Британию на севере, Египет на юге и стран, прилегающих к Евфрату - на востоке. Таким образом, Pим владел всем миром и сделался центром тогдашнего мира. Его населяли миллионы людей, пестрая смесь всевозможных племен; богослужение, суеверие и мерзости всех побежденных народов находили там себе место, как это описано в Рим 1:21 и дал. Предполагают, что во времена Августа народонаселение Римской империи достигало, приблизительно, 100 миллионов человек, население же самого города Рима в то время достигало 1 мил. 20 тыс. человек. Палестина также была втянута в эту твердую, как железо, всемирную монархию, особенно после союза, заключенного между Римом и Маккавеями в 140 г. до Р.Хр. (1Мак 14:1). Окончательно Палестина была присоединена к империи после взятия Иерусалима Помпеем в 63 году до Р.Хр., после чего знамена непобедимых римских войск были водружены среди израильского народа. Некоторые предполагают, что Спаситель словами: ""мерзость запустения, стоящая на святом месте"" (Мф 24:15, Мк 13:14) указывал на знамена с языческими символами, богинями победы, военными орлами, венками и т.п., как на прелюдию к будущему владычеству антихриста (2Фес 2:4 и дал.). Уже тогда много евреев, как полагают, до 20-30 тысяч человек, жило в Риме; они имели там собственный квартал с семью синагогами и все говорили по-гречески, т.к. в это время греческий язык в Риме был в таком же употреблении, как и латинский. Некоторые из них были старьевщиками, другие врачами и банкирами; иные имели даже доступ во дворец, но вообще все они были предмегом насмешек со стороны римских писателей. Среди посещавших Иерусалим в праздник Пятидесятницы находились и евреи из Рима (Деян 2:10). По всей вероятности, римская церковь и образовалась из обращенных евреев и прозелитов. Она уже существовала до прихода туда Павла (Деян 28:14 и дал., Рим 1:8). Трудно определить, распространялся ли на христиан указ Клавдия об изгнании евреев из Рима (Деян 18:2). В 64 г. император Нерон воздвиг ужасное гонение на христиан; за этим последовали другие гонения вплоть до времени Константина Великого (312 г.), который взял христиан под свое покровительство и, наконец, сделал христианство государственной религией. Впоследствии, когда Константин Великий перенес резиденцию в Византию (Константинополь), могущество Рима стало падать. Теперешний Рим, насчитывающий 2.800.000 (1974) жителей, замечателен не только своими библиотеками, музеями, церквами и дворцами, но также и развалинами, напоминающими о его прежнем величии. Особенно замечательны остатки огромного амфитеатра Колизея, который вмещал около 80.000 мест для сидения. На его усыпанной песком арене часто лилась кровь тех, кто охотнее согласился стать пищей диких зверей, чем отказаться от Христа. Особенный интерес представляют катакомбы, т.е. длинные подземные пещеры, где собирались первые христиане, где они скрывались и хоронили своих умерших. Тысячи могильных надписей от времени Тиверия до Константина найдены в этих катакомбах.
Саламин
(гр. Σαλαμίνα)
Греческий портовый город на восточном берегу острова Кипра, в котором благовествовали Павел и Варнава (Деян 13:5). Во время Константина Великого он был разрушен землетрясением, но потом снова был отстроен и получил название Констанции.
Самофракия
(гр. Σαμοθράκη)
Остров в Эгейском море между Троадою и Македонией, прославившийся в древности своими религиозными представлениями (мистериями). Ап. Павел посетил этот остров во время своего второго миссионерского путешествия (Деян 16:11).
Селевкия
(гр. Σελεύκεια )
Укрепленный город в Сирии, при устье Оронта, недалеко от Антиохии, для которой она служила гаванью. Город основан Селевком Никатором за 300 лет до Р.Хр.; Павел и Варнава здесь сели на корабль, отправившись на Кипр во время первого миссионерского путешествия (Деян 13:14). Теперь это значительные развалины Селукие, близ пристани Суейдиех.
Сидон
(гр. Σιδών)
Финикийский (хананейский) портовый город на побережье современного Ливана. В Сидоне работало много искусных ремесленников. Среди товаров, которыми торговал город, были резные изделия из слоновой кости, золотые и серебряные украшения, прекрасная стеклянная посуда. Сидон, как и другие финикийские города, был самоуправляемым. Израильтяне, завоевывая Ханаан, не смогли овладеть Сидоном. Во времена Судей сидоняне постоянно беспокоили евреев своими нападениями. Культуры двух народов смешивались, и многие из израильтян начали поклоняться сидонским богам Ваалу и Астарте. Царица Иезавель, вводившая в Израиле культ Ваала, была дочерью сидонского царя. Поскольку сидоняне были врагами Израиля и его веры, ветхозаветные пророки предсказывали их городу падение. Сидон по очереди захватывали ассирийцы, вавилоняне и персы. Позднее он оказался под властью греков и римлян. Во времена Иисуса большинство обитателей Сидона были греками. Многие из них приходили в Галилею послушать Его проповедь. Иисус Сам бывал в Сидоне и соседнем Тире. Апостол Павел останавливался в Сидоне по пути в Рим и гостил здесь у друзей. Суд 1:31; 10:12; 3Цар 16:31; Ис 23:1-12; Иез 28:20-24; Лк 6:17; Мк 7:24-31; Мф 11:20-22; Деян 27:3 и др.
Сиракузы
(гр. Συρακοῦσαι)
Порт. город на вост. побережье Сицилии, основанный в 734 г. до Р.Х. как коринфская колония, переживший период своего расцвета в V и IV вв. до Р.Х. и принадлежавший к самым большим, красивейшим и могущественнейшим городам в западном Средиземноморье. В 212 г. до Р.Х. С. после двухлетней осады С. были завоеваны римлянами, но и под властью римлян оставались значительным в культурном и эконом. отношении городом. В С. Павел провел три дня во время своего путешествия в Рим (Деян 28:12).
Киликия
(гр. Κιλικία)
Римская провинция, которая располагалась на территории юго-восточного побережья Турции.
Тир
(гр. Τύρος)
Славившийся в древние времена финикийский торговый город на берегу Средиземного моря, на расстоянии почти 40 км. к северу от Акки и более 30 км. к югу от Сайды (Сидона), часто упоминается в Ветхом Завете под еврейским названием Цор, т.е. скала (в русской Библии, обыкновенно, передано словом 'Тир' - греческая форма арамейского Тура). Уже в Нав 19:29 говорится об 'укрепленном городе Цоре' (русс. Тире), на северной границе Асира. Уполномоченные Давида при исчислении народа дошли до укреплений Тира (2Цар 24:7). В этом городе царствовал Хирам (2Цар 5:11, 3Цар 5:1), который был с израильскими царями Давидом и Соломоном в хороших отношениях. Тир был одним из значительных финикийских городов, который находился ближе всего к Израилю. По сведению древних, самая древняя часть Тира, старый город 'Палетир' или 'Старо-Тир', находился на материке, а новая часть города или 'Ново-Тир' - на двух островах, которые Хирам соединил, засыпав пролив. Окруженный водою, с прекрасными гаванями на юге и севере, этот город на островах стал естественной крепостью. Славясь своим храмом в честь Мелькарта (Геркулеса), он все же более был известен своей обширной торговлей и своими колониями. Как Библия, так и языческие писатели древнего мира дают нам яркое описание его богатства и великолепия. В Иез 27 мы находим замечательный с культурно-исторической точки зрения перечет, разнообразных народов, которые торговали с Тиром; наций, которые входили в состав наемного войска и тех товаров, которые имелись на его рынках. Там упоминается также о том, что Иуда и Израиль привозили на его базары пшеницу, мед, масло и бальзам (Иез 27:17). Его богатство сравнивается в Иез 28:13 с Едемом, садом Божим; Он был украшен драгоценными камнями: рубинами, топазами, алмазами, хризолитом, ониксом, ясписом, сапфирами, карбункулами, изумрудами, золотом и т.п. Но обольщение богатством принесло с собою проклятие. Уже Aмос и Иoиль угрожают Цору (Тиру) наказаниями за то, что он забыл прежнюю дружбу и продавал израильтян в рабство идумеям и грекам (Ам 1:9 и дал., Иоиль 3:4 и дал.). Что Тир был центром работорговли, видно из Иез 27:13. Жителей Тира скоро постигло наказание в лице ассирийцев. Салманассар, заняв приморскую область около 721 года до Р.Хр., осаждал Тир в течение пяти лет, но без успеха. 23-я глава Исайи, по всей вероятности, является обличительной проповедью против Тира того времени. (Срав. 'Саргон'). Затем Тир был обложен Навуходоносором, который, после разрушения Иерусалима в течение 15 лет (по Иосифу Флавию) осаждал город. В это время Иеремия угрожал Тиру наказанием (Иер 25:22, Иер 47:4), и Иезекииль величественными картинами изобразил его гибель (Иез 26:1 - Иез 28:1) предсказав, что он будет 'местом для расстилания сетей' среди моря, опустелым городом и т.д. (Иез 26:5,19). По-видимому Навуходоносор не мог взять эту неприступную крепость; по крайней мере, нет достоверных сведений о взятии им города Тира. Иезекииль в позднейшем пророчестве сообщает (Иез 29:18 и дал.), что за то, что Навуходоносор 'утомил свое войско большими работами при Тире', он получит на разграбление Египет. Из выражения в Иез 29:18: 'все головы оплешивели и все плеча стерты' заключают, что Навуходоносор пытался овладеть городом, насыпав домбу, что в последствии было осуществлено Александром Великим. После семимесячной осады Тира и нападения на него с моря Александр Великий овладел городом и могущественный Тир пал в 322 г. до Р.Хр. Со времени Александра Тир был расположен на полуострове, вследствие того, что насыпанная им дамба превратилась в перешеек. Город некоторое время вел незначительную торговлю, но его вскоре затмила Александрия. 'Город знаменитый', не был более населен мореходцами (Иез 26:17), 'который раздавал венцы' (Ис 23:8), подпал под власть Селевкидов, а затем римлян, которым он и принадлежал во времена Иисуса Христа. В Пс 86:4 встречается обетование также и для Тира. В его пределы приходил Господь Иисус Христос (Мф 15:21, срав. Мк 3:8, Мк 7:24). Уже в первое время христианства там возникла христианская община, которую посетил Павел (Деян 21:3 и дал., Срав. слова Христа о Тире и Сидоне в Мф 11:21 и дал.). Предсказания пророков о Тире, что он будет разрушен и опустошен, превращен в голую скалу, место для расстилания сетей и т.д. (Ис 23:1, Иез 26:4,5,14), исполнились только долгое время спустя. Раз за разом он востанавливался после разрушений и еше во времена Христа был значительным торговым городом, быть может, даже больше Иерусалима. Иероним в 5-ом веке по Р.Хр. делает заметку к Иез 26:1 (Тир тогда был цветущим городом, с которым вели торговлю почти все страны), пытаясь объяснить пророчество в Иез 26:14, что Тир не будет более построен, таким образом, что тут имеется в виду его самостоятельность, так как Тир сперва был подчинен халдеям, а потом египтянам и римлянам. Но Тиру должно было пасть еще ниже. Под властью магометян, хотя и на унизительных условиях, он мог до некоторой степени поддерживать свое существование, так что затем, во время крестоносцев, он был вновь значительным городом, с стекляными заводами, еврейскими купцами и т.д. Но, наконец, когда Акка, или Птолемаида, пала в войне с сарацинами в 1291 г., тиряне оставили свой город и отдали его без сопротивления во власть победителей. Блеск города угас. Модевиль в 14-ом веке упоминает его, как город разрушенный сарацинами. Маунрель пишет о нем в 1697 г. 'Здесь находится какой-то своего рода Вавилон из разрушенных стен, колонн и арок'; шведский путешественник Хассельквист, который посетил Тир в 1751 г., выражается следующим образом: 'Мы отправились вдоль морского берега и достигли Тира, который теперь называется Цуром, где и ночевали. Ни один город с некогда славным именем не разрушен до такой степени, как Тир, за исключением разве Трои. Этот Цур теперь является захудалым поселком, приблизительно, с 10 жителями, турками и христианами, промышляющими рыболовством'.
Троада
(гр. Ἔφεσος — разрешенный)
Основной город римской провинции Асия, расположенный на западном берегу Малой Азии (современная Турция). Ефес был построен в естественной гавани, волны которой, согласно римскому писателю Плинию Старшему, «омывали храм Дианы». Страбон, древнегреческий географ, описывал Ефес как крупнейший торговый центр к западу от Таврских гор. Он славился также своим храмом Артемиды или, как звали ее римляне, Дианы (Деян 19:34). Угроза, которую представляло христианство для этого языческого храма и торговли идолами, чуть не стоила жизни апостолу Павлу (Деян 19:24,30-31). Прискилла и Акила проповедовали в Ефесе в ранний период (Деян 18:18-19), так же как Тимофей (1Тим 1:3) и Ераст (Деян 19:22). Согласно Иринею, раннехристианскому автору, апостол Иоанн после ссылки на остров Патмос (Отк 1:9) вернулся в Ефес и жил там до правления императора Траяна (98-117 по Р.Х.). К тому времени, когда Иоанн писал Книгу Откровение, христианская община этого города уже в значительной степени отступила от принципов благочестивого поведения, описанных в Послании к ефесянам (Отк 2:4). Ефес был основан ионийскими греками в устье реки Кайстер, впадающей в Эгейское море. Когда Павел прибыл туда во время третьего миссионерского путешествия, городу было ок. 1000 лет. Поклонение Артемиде в Ефесе было таким же древним, как сам город. Храм, построенный в середине VI века до Р.Х., был крупнейшим зданием эллинистического мира и первым зданием такого размера, сделанным целиком из мрамора. Два найденных при раскопках изображения Артемиды, высеченные из мрамора, относятся К периодам правления императоров Домициана и Адриана (при жизни апостола Иоанна). Храм Дианы, «матери богов», считался одним из семи чудес света в античном мире. Несмотря на усилия британского археолога Дж. Т. Вуда, увенчавшиеся обнаружением храма в 1869 г., его главный жертвенник до сих пор не найден. Раскопки показали, что этот жертвенник был больше, чем жертвенник Зевса в Пергаме. Первоначальное строение храма было разрушено в 356 г. до Р.Х., но потом восстановлено по оригинальному плану. При раскопках был также найден театр, о котором говорится в Деян 19:29. Он находился недалеко от центрального рынка (agora), и там на трех ярусах помещалось 24 000 человек. Диаметр театра составлял 495 футов (151 м), две двери открывались на главные улицы Ефеса. Улица, ведущая к порту, была ок. 35 футов (10,5 м) шириной, по бокам ее стояли высокие колонны. На ее западном конце возвышалась величественная арка. Другим концом улица уходила к театру и рыночной площади и далее, к юго-востоку, между горами Коресс и Пион. Она становилась уже, и по двум ее сторонам виднелись живописные фонтаны, городские учреждения, жилые дома, магазины, библиотека, бани и маленький театр, который, вероятно, служил местом сбора городского совета. Ефес был богатым городом. На северном склоне горы Коресс, на террасах, располагались многоэтажные дома представителей высшего и среднего слоев населения. В некоторых домах были мозаичные полы и мраморные стены. Обнаружено два дома с горячей водой. Водопровод же был во многих домах. О морали в городе можно судить отчасти по расположенным в самом центре публичным и игорным домам; в изображениях Дианы подчеркнуты половые признаки, что свидетельствует о культе плодородия. Христианство существенно повлияло на жизнь Ефеса. В 431 г. по Р.Х. там проходил III Вселенский собор (в церкви Марии к северо-западу от театра), на котором было определено место Марии как «Богородицы» в западной католической традиции. К тому времени Диана, храм которой сожгли готы в 262 г. по Р.Х., уже не имела никакого влияния на ефесян. В какой-то степени подтвердилась истинность слов Павла о том, что «делаемые руками человеческими не суть боги» (Деян 19:26).
Фессалоники
(гр. Θεσσαλονίκη — ныне Салоники)
Крупный торг. город на пути, называемом Виа Эгнация (адм. центр второго из четырех районов Македонии. Македонский царь Кассандр, один из преемников Александра Македонского, сделал селение, первонач. принадлежавшее ионийским племенам, своей резиденцией и назвал его в честь своей жены Фессалоники, сестры Александра. Свой наивысший расцвет город переживал в рим. эпоху. Во времена, когда его посетил Павел, он насчитывал прим. 100 тыс. жителей, среди к-рых было много евреев. Во главе гор. управления стояли два 'политарха' (в Синод. пер. - 'городские начальники', Деян 17:6,8), этот титул встречается в надписи, сохранившейся на одной из древних арок. Павел начал свою деят-сть в Ф. в синагоге (ст. 1 и след.); уверовавшие иудеи и греки образовали в городе церковь, в к-рую вошли, вероятно, большей частью обратившиеся язычники-эллины (ст. 4). Во время пребывания в Ф. Павел получал поддержку от филиппийских верующих (Флп 4:16). Но поскольку иудеи вскоре подняли волнения, ему пришлось покинуть город, чтобы спасти тех, кто оказал ему гостеприимство (Деян 17:5-10). Членам преследуемой и искушаемой молодой церкви Павел направил впоследствии два послания (Послания к Фессалоникийцам). Из Ф. происходили и два его сотрудника, Аристарх и Секунд (Деян 20:4; 27:2).
Филиппы
(гр. Φίλιπποι)
Город в Македонии (северной Греции) в 12 км от побережья Эгейского моря. Он был назван в честь македонского царя Филиппа, В 168 г. до н. э. город был захвачен Римом. В 42 г. до н. э. вблизи Филипп произошла знаменитая битва между Антонием и Октавианом Августом с одной стороны и Брутом и Кассием с другой. Несколько лет спустя Октавиан сделал Филиппы римской колонией. Граждане города получили все права, которыми пользовались жители городов Италии. Апостол Павел посетил Филиппы во время своего второго миссионерского путешествия. В Филиппах была создана первая на европейском континенте христианская церковь. Павла и Силу здесь незаконно бросили в темницу, однако, когда выяснилось, что они римские граждане, их с извинениями освободили. Общине Филипп адресовано Послание Павла к филиппийцам. Деян 16:11-40; 20:6; Флп.; 1Фес 2:2.
Фригия
(гр. Φρυγία)
Расположенная высоко в горах провинция внутри М. Азии между Вифинией на севере и Писидией на юге, богатая хлебом и вином, и известная хорошим скотом. Из городов Фригии в Библии упоминаются Лаодикия, Иераполь и Колоссы. В первую Пятидесятницу в Иерусалиме находились евреи также и из Фригии (Деян 2:10)). Павел проезжал через Фригию два раза (Деян 16:6, Деян 18:23).
Хорошие пристани
(гр. Καλοί Λιμένες)
Залив и гавань близ города Ласея на острове Крите, где остановился корабль с Павлом на пути в Pим (Деян 27:8).
Книд
(гр. Κνίδος)
Колония лакедемонян на Триопийском мысе карийского Херсонеса, построенная частью в Малой Азии, частью на соединённом с сушей дамбами острове, с двумя гаванями, одна из которых предназначалась для военных, другая — для купеческих судов. Крупный торговый город, центр культа Афродиты, один из шести членов Дорического союза, место проведения Дорических игр.
Филистия
(лат. Palaestina, ар. فلسطين — Фаластин)
Народ пришедший с Крита (Кафторим) Амос 9:7. Сначала их целью был Египет, но потерпев неудачу они осели на побережье Израиля. На сегодняшний день этот народ исчез с лица земли, как и было предсказано в Иер 47:4.
Армагеддон
(ивр. הרמגדו ар мегиддо - гора города счастья (места войск))
Арарат
(арм. Արարատ — святая почва)
Вавилон
(ивр. 894בבל бавель - врата богов)
Город-первенец, построен Нимродом после Ноева потопа. Этот город строил человек, в противоположность Иерусалиму.
Ватикан
(лат. Vaticano — один из 7-ми холмов Рима.)
Государство размером 44 га возникло в 1929 г. в результате договоров Пиема XI и Муссолини. Имеет посольства более 125 стран, представлен в ООН.
Глава - папа римский, обладает неограниченной властью монарха. Имеет свой флаг, гимн, валюту, марки, тюрьму, жандармерию, жд вокзал.
В Ватикане работают более 3000 человек, число подданных - 1000 человек.
Капитал Ватикана исчисляется миллиардами долларов.
Галилея
(ивр. גליל галиль - Галилея, округ язычников.)
Голгофа
(ивр. גוגלולת гулголет - череп. от גלגל - колесо, обод, круг.)
Сион
(ивр. ציון цион - солнечный, блестящий)
Укреплённый холм, который был захвачен Давидом и превращён в Иерусалим.
Самария
(ивр. שמרון шомрон - сторожевая башня. от (ивр. שמר шомер - сторож, часовой.)
Сихем
(ивр. ‏שכם шхем - плечо.)
Гора Гевал (лысый) - проклятья, жертвенник. 300 м (800 метров над морем)
гора Гаризим (быть отрезанным, отделённым) - благословения, храм. 250 м
  • 1-я остановка Авраама в обетованной земле - место Сихем (Быт 12:6);
  • 1-й жертвенник Богу;
  • 1-я столица Израиля;
  • город убежище, принадлежит Левитам в колене Ефрема.
В Сихеме жили: Авраам, Яакова, Иисус Навин.
События:
  • изнасиловали Дину;
  • убили всех жителей, отомстив за Дину;
  • Аввимелех захватил власть.
Яаков остановился в городе Сихеме и купил часть поля (Быт 33:18).
1219 до н.э. - Аввимелех разрушил.
967 до н.э. - Иеровоам восстановил столицу (250 лет - не существовал).
во времена Иисуса столица Самарии.
  • жертвенник - со словами закона (декалог);
  • храм - построен Санаваллет (ставленник Дария) для Манассии 300 до н.э.;
  • 129 до н.э. разрушен Гирканом;
  • колодец Яакова - 2,3 м в диаметре, 25 м глубины;
  • гроб Иосифа;
  • дуб - (Море - учитель, стрелок из лука).
  • Авраам строит жертвенник у дуба;
  • Яаков закопал идолов под дубом;
  • Иисус Навин заключил с народом завет и положил камень перед дубом;
  • Авимелеха поставили царём перед дубом.
Здесь всё для культа - высоты, дубрава в центре Израиля.

План-учение Темы в Деяниях Жизнь Павла 1-е путешествие Совет в Иерусалиме 2-е путешествие 3-е путешествие Путешествие в Рим План глав Деяний Спутники Павла

Все путешествия кратко