|
Метро глоссарий
- АВ - автоматический выключатель.
- АВТ - автоматический выключатель торможения.
- АВУ - автоматический выключатель управления.
- АВФ - аварийно-восстановительное формирование.
- АГС - автоматический гребнесмазыватель.
- АК - регулятор давления.
- АКБ - аккумуляторная батарея.
- АКП - автоматический контрольный пункт.
- АЛС - автоматическая локомотивная сигнализация.
- АЛС-АРС - автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости.
- АЛСР - автоматическая локомотивная сигнализация с использованием радиоканала.
- АМР - автомат монеторазменный.
- АПЛ - Арбатско-Покровская линия.
- АПМБ - автомат по продаже магнитных билетов.
- АПЭ - устройство автоматического пуска эскалатора.
- АРМ - автоматизированное рабочее место.
- АРТСКВ - артезианская скважина.
- АРС - система автоматического регулирования скорости.
- АРС-АО - кодовый сигнал абсолютной остановки от АРС.
- АРС-Д - система АРС «Днепр».
- АРС-Р - резервный комплект АРС.
- АСД - автоматическая станционная дверь.
- АСКД - автоматизированная система контроля доступа.
- АСКМ - автоматическая система контроля микроклимата на станциях.
- АСКОПМ - автоматизированная система контроля оплаты проезда в метрополитене.
- АСНП - автоматический считыватель номера поезда.
- АСОТП - автоматическая система обнаружения и тушения пожара «Игла».
- АСУ - автоматизированная система управления.
- АСФЭ - следящий функциональный эскалаторный автомат.
- АТД - асинхронный тяговый двигатель.
- АТДП - автоматика телеуправления движением поездов.
- АТП - асинхронный тяговый привод.
- АТПС - аппарат телефонной тоннельной связи.
Б
- БАВ - блок автоматических выключателей.
- БАРС - блок АРС (автоматического регулирования скорости).
- ББЭ - блок бортового энергоснабжения.
- БД - дверная блокировка.
- БВ - быстродействующий выключатель.
- БИС - блок АРС измерения скорости (только в контексте метро).
- БКЦУ - блок контакторов цепей управления.
- БЛЛМ - Бутовская линия лёгкого метро.
- Блок-участок автоблокировки - участок пути между двумя светофорами (проходными, входным, выходным).
- Блок-участок АЛС-АРС - участок пути, расположенный за рельсовой цепью, длиной не менее расчетного тормозного пути при торможении от устройств АЛС-АРС со скорости, допускаемой устройствами АЛС-АРС на данной рельсовой цепи. Границами блок-участка АЛС-АРС являются изолирующие стыки (начало - конец) соответствующих рельсовых цепей.
- БЛПМ - блок локомотивных приёмников частот АРС «Метро».
- БЛП - блок локомотивного приёмника.
- БОР - блок ограничивающих резисторов.
- БП - блок предохранителей.
- БПСН - блок питания собственных нужд.
- БПФ - блок полупроводниковый для питания фар.
- БРС -
- блок устройств АРС регуляции скорости.
- блок разъёмных соединений асотп «Игла-МТ».
- БРУ - блок распределительного устройства
- БС - блок согласования.
- БСК - бесконтактная смарт-карта.
- БСМ - блок сравнения частот АРС «Метро».
- БСУ - блок согласующего устройства АРС.
- БТБ - блок тормоза безопасности.
- БТП - блок технических помещений.
- БУ -
- блок-участок
- блок управления
- БУВ - блок управления вагоном.
- БУМ - блок АРС управления «Метро».
- БУП - блок управления поездом.
- БФ - блок фар.
- БЭПП - блок электропневматических приборов.
- БЭНЦ - блок электропитания низковольтных цепей (аналог БПСН в Киевском метрополитене).
В
- ВАХ - выключатель аварийного хода.
- ВБ - выключатель аккумуляторной батареи.
- ВБП - тумблёр включения блоков питания.
- ВВП - вестибюльная выпрямительная подстанция.
- ВД - выключатель дверей.
- ВЗ - вентиль замещения.
- ВЗК - взрывозащитная камера.
- ВИП - вторичный источник питания.
- ВМК - выключатель мотор-компрессоров.
- ВНИИЖТ - всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной техники.
- ВО - режим вагонного оборудования (обозначение на мониторе вагонов «Русич»).
- ВОВТ - выключатель отключения воздушного тормоза.
- ВОУ - водоотливная установка.
- ВП - тумблёр устройств АРС при режиме «вспомогательный поезд»
- ВПД - выключатель переключения дверей.
- ВПП - вестибюльная понизительная подстанция.
- ВПРС - выправочно-подбивочно-рихтовочная машина среднего типа для ремонта верхнего строения пути.
- ВПУ - вспомогательный пульт управления.
- ВР - воздухораспределитель.
- ВРЗ - вагоноремонтный завод
- ВРН - кран воздухораспределителя. Напорная магистраль.
- ВРП - кнопка возврата РП.
- ВРУ - выключатель резервного управления.
- ВРЦ - вагоноремонтный цех.
- ВС - вентиляционная сбойка.
- ВТ - вентильные тормоза.
- ВТБ - вентиль тормоза безопасности.
- ВТЗ -
- воздушно-тепловая завеса
- аппаратура автоматического регулирова¬ния температуры в вестибюлях
- ВУ -
- выключатель управления
- водоотливная установка
- ВУС - тумблёр включения усиленного света белых фар.
- ВФ - выключатель фар.
- ВЦн.н. - вспомогательные цепи низкого напряжения.
- ВШ - вентиляционная шахта.
- ВЭКА - вагон-электровоз контактно-аккумуляторный.
- ВШ - Вентиляционная шахта.
- ВВ - Вентиляционная шахта с установленной системой воздухоочистки.
- ВОМД - Ветиляционная турбина.
Г
- Габарит погрузки - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути.
- Габарит подвижного состава - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутри которого должен помещаться подвижной состав (с учетом максимальных нормируемых допусков и износов, а также бокового наклонения на рессорах), установленный на прямом горизонтальном пути и в кривой расчетного радиуса как в ненагруженном, так и в нагруженном состоянии.
- Габарит приближения оборудования - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части всех видов оборудования и устройств за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с соответствующими частями подвижного состава (скоба путевого автостопа, контактный рельс и др.)
- Габарит приближения строений - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава и оборудования, не должны заходить никакие части станционных сооружений и строительных конструкций, кроме упоров тоннельных металлоконструкций, с учетом нормируемых допусков на их изготовление и монтаж.
- Галерея - короб, простирающийся от наземной станции до парковых путей депо.
- ГАЛС - генератор частот АЛС.
- ГВ - главный разъединитель.
- Гейт (неоф.) - путь, соединяющий сеть метрополитена с железнодорожной сетью. См. также Список соединительных веток метрополитенов и железных дорог.
- ГДП - график движения поездов.
- ГЗ - гермозатвор (металлоконструкция).
- ГК - групповой контактор.
- Главный путь - путь перегона, а также путь станции, являющийся непосредственным продолжением пути прилегающего перегона.
- ГПК - горнопроходческий комплекс.
- ГО (ГрО) - гражданская оборона.
- «Горизонтальный лифт» - см. Станция закрытого типа.
- ГС - скоростемер, устанавливаемый на ПС без устройств АРС.
- ГЩ - щиток с низковольтными предохранителями.
Д
- Д1…Д2 - делители давления.
- Д6 - правительственные пути сообщения (подземные автотрассы с итегрированными рельсами для дизель-аккумуляторных поездов, полноразмерные жд тоннели).
- ДАУ - дублирующее автоматическое управление.
- ДАУ-АРС - система АРС с ДАУ.
- ДБ - дверная блокировка.
- ДВР - дверной воздухораспределитель.
- ДВШ - датчик вращения шестерни.(на более ранних моделях - ДС, «датчик скорости»)
- ДД1…ДД4 - датчики давления.
- ДДЭ - дежурный по депо (дежурный деповского электрохозяйства).
- Деповские пути - пути в здании электродепо и их продолжение до светофоров, ограждающих парковые пути.
- ДЗА - дистанция защиты автоматики.
- ДИП - динамовский/дополнительный источник питания (разработан АЭК «Динамо», обе расшифровки аббревиатуры используются примерно в равном объёме).
- ДИСК-Б - дистанционно-информационная система контроля букс.
- ДИСК-БКВ-Ц - система комплексного контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда, включающая в себя:
- базовую подсистему ДИСК-Б для обнаружения перегретых букс;
- подсистему ДИСК-К для обнаружения неисправностей колёс по кругу катания;
- подсистему ДИСК-В для обнаружения волочащихся деталей;
- подсистему ДИСК-Ц для централизации информации с линейных постов контроля технического состояния подвижного состава.
- ДИСКОР - диалоговая информационно-справочная система контроля оперативных работ, формирует справки о перевозках пассажиров.
- ДК-117 - коллекторный ТД с указанием модели.
- ДКПТ -
- выполняет функции РКТТ
- датчик контроля пневматического торможения
- ДКР - дистанция капитального ремонта пути.
- ДМ - дверная воздухомагистраль.
- ДП -
- датчик пути АРС
- датчик противоюза
- ДПП - деповская понизительная подстанция.
- ДПС - дизель-подвижной состав.
- ДР -
- дифференциальное реле
- дистанция ремонта
- ДС -
- начальник станции
- датчик скорости, устанавливаемый на ПС с устройствами АРС
- дополнительная связь
- ДСО - дистанция специальных объектов
- ДСП - дежурный по станции
- ДСПО - дежурный по приёму и отправлению поездов
- ДСЦП - дежурный (станционного) поста централизации
- ДСЦТ - дежурный (станционного) поста телеуправления
- ДТ -
- датчик тока
- дроссель-трансформатор
- ДТБ - датчик температуры буксы АСОТП «Игла-МТ».
- Дублирующий автостоп - второй путевой автостоп, установленный перед маневровым светофором на пути для оборота составов.
- ДУР - дистанционно управляемый разделитель.
- ДЦ - диспетчерская централизация.
- ДЦХ - диспетчер централизованного хозяйства (поездной диспетчер).
- ДЦХС - старший диспетчер централизованного хозяйства (старший поездной диспетчер).
- ДЧ - дистанция движения.
- ДЧВ - датчик частоты вращения ротора.
- ДЭС - дизельная электростанция.
Е
- ЕжТК - опытный модернизированный вагон для Таганско-Краснопресненской линии.
- Еи - опытные вагоны типа Е с импульсным регулированием.
- ЕО, ЕНО, ЕНОД - виды осмотра ПС.
- Ер - опытные вагоны типа Е с изменёнными рессорами.
З
- Защитный участок за светофором - расстояние от скобы путевого автостопа данного светофора до конца участка пути, ограждаемого предшествующим светофором.
- ЗР -
- замыкающее реле.
- кран запасного резервуара напорной магистрали
- ЗРЭПС - завод по ремонту электроподвижного состава.
- ЗУ - защитный участок.
- ЗУ - заземляющие устройства.
И
- ИВК - фильтр мотор-компрессора.
- «Игла-МТ» - АСОТП «Игла» с функцией обнаружения нагрева букс.
- ИДП - инструкция по движению поездов.
- ИНСУ - Инверторная система управления.
- ИО - измерительный орган.
- ИПТД - источник подвозбуждения тяговых двигателей.
- ИС -
- изолирующий стык
- измеритель скорости
- ИС, ИСИ - инструкция по сигнализации.
- ИУ - управляющие импульсы.
- ИШ - индуктивный шунт.
- ИПП - источник питания программируемый
К
- К1 - разобщительный кран пневмопривода ЭКК.
- КАПП - контролёр автоматических пропускных пунктов.
- КАХ - кнопка аварийного хода.
- КАС ДУ - комплексная автоматизированная система диспетчерского управления.
- КАСИП АЗМ - комплексная автоматизированная система информационной поддержки антитеррористической защиты метрополитена.
- КБ -
- кнопка бдительности
- кассир билетный
- КБ1…КБ3 - клапан быстрого сброса.
- КВ - контроллер машиниста (буквально - контроллер вагоновожатого).
- КВК - кабельно-вентиляционный коллектор.
- КВЛ - Кировско-Выборгская линия.
- КВР - капитально-восстановительный ремонт.
- КВТ - кнопка восприятия торможения.
- КВЦ - контактор высоковольтных цепей.
- КГУЛЗ - лампа контроля КГУ зелёного цвета.
- КГУЛК - лампа контроля КГУ красного цвета.
- КД - контактор дверей.
- КДМ - контроль действия машиниста.
- КЗ -
- короткое замыкание
- короткозамыкатель контактного рельса
- КЗ-2 - контактор заряда АБ.
- КИП - контрольно-инструкторская поездка.
- КК -
- катушка контактора
- контактор МК
- ККЛ - Красносельско-Калининская линия.
- КМ -
- кассовая машина. Операции продажи, доплаты и воссстановления ПД выполняются на кассовых машинах с другими номерами по сравнению с номерами КМ, на которых производится инициализация МК
- кран машиниста.
- КМУ - ключ местного управления.
- КЛ - "кабина локомотива". Штамп в удостоверении работника метрополитена, разрешающий проезд в кабине машиниста.
- КО -
- коммерческий отдел Службы сбора доходов метрополитена
- контактор освещения
- кнопка «Отпуск»
- Контактная сеть - контактные рельсы, кабели и оборудование, обеспечивающие передачу электрической энергии от тяговых и совмещенных тяговопонизительных подстанций к токоприемникам электроподвижного состава.
- Концевой отвод контактного рельса - часть контактного рельса, имеющая уклон и обеспечивающая плавный вход и выход башмаков токоприемников.
- КП - колесная пара.
- КПТ - контроль пневматических тормозов.
- КР -
- контактный рельс
- капитальный ремонт
- контроллер реверса
- КР-1, КР-2 - капитальный ремонт первого, второго объёма (в наст. время - СР и КР соответственно)
- КРЗД - кнопка резервного закрытия дверей.
- КРЛ - Калужско-Рижская линия.
- КРМ - кран машиниста.
- КРМК - кнопка резервного включения МК.
- КРП -
- контроллер резервного пуска (то же, что и КРУ)
- капитальный ремонт с продлением срока службы
- КРР - кнопка разворота реверсора.
- КРУ - контроллер резервного управления.
- КС -
- контроль скатывания
- конструкционная скорость
- КС1 - силовая соединительная коробка.
- КС2 - коробка заземления.
- КСАУДП - комплексная система автоматического управления движением поездом.
- КСАУП - комплексная система автоматического управления движения поездов.
- КСБ - контактор силового блока.
- КСД, КСЭД - комплексная система (эксплуатации) «Движение».
- КТ - контроль торможения.
- КТО - контрольная точка отправления.
- КТР - кнопка «Тормоз резервный».
- КТСМ-01Д - комплекс технических средств для модернизации аппаратуры ПОНАБ-3 и ДИСК-Б
- КТП - контрольная точка прибытия.
- КУ - кнопка управления.
- КШ - "контактор шунтирующий". ЭМК ослабления возбуждения.
- КЭ - контакторный элемент кулачкового типа.
- КЭТ - контроль электрических тормозов.
Л
- ЛАВТ - тумблёр на пульте вагона метро 81-540.7
- ЛАД - линейный асинхронный двигатель.
- ЛБ, л/б - локомотивная бригада.
- ЛБК - локальный блок контроля системы «Игла».
- ЛБК-ТБ - локальный блок контроля температуры букс АСОТП «Игла-МТ».
- ЛВД - лампа включения двигателей.
- ЛИТС - линейная информационно-телеметрическая станция.
- ЛК - линейный контактор.
- ЛКВД - лампа контроля выключения двигателей.
- ЛКВП - лампа контроля включения преобразователя.
- ЛКВЦ - лампа контактора КВЦ.
- ЛКТ - лампа контроля торможения.
- ЛЛ - Люблинская линия.
- ЛН - лампа накаливания.
- Локомотивная бригада - машинист и помощник машиниста.
- Локомотивы - электровозы, тепловозы, мотовозы.
- ЛП, л/п - линейный пункт.
- ЛПК - линейный пункт контроля.
- ЛПТ - левый перегонный тоннель.
- ЛРТ - Лёгкое метро).
- ЛС - линия связи.
- ЛСД - лампа сигнализации дверей.
- ЛСН - лампа сигнализации неисправности.
- ЛСТ - лампа сигнализации тормоза.
- ЛУ - локомотивный указатель.
- ЛХРК - сигнальная лампа хода реостатного контроллера.
- ЛХТ - лампа, при автоведении контролирующая сбор схемы на «ход» и «тормоз».
М
- Маневровый состав - группа вагонов, сцепленных между собой и переставляемых с одного пути на другой.
- МАРС - модернизированная система АРС.
- Маршрут - пути со стрелками, установленными и запертыми в направлении предполагаемого следования поезда или маневрового состава.
- МВ - масляный выключатель.
- МВУ - местная водоотливная установка.
- МДП - местная дренажная перекачка.
- МК -
- магнитная карта
- металлоконструкция (гермозатвор)
- мотор-компрессор
- МПЛ - Московско-Петроградская линия.
- МПС - Министерство путей сообщения.
- МРА - монеторазменный автомат.
- МРТ - моторно-рельсовый транспорт
- МРЦ - маршрутно-релейная централизация.
- МС - машина для счёта монет.
- МСЦ - механосборочный цех.
- МТ -
- микрофон для передачи машинистом информации поездному диспетчеру
- магистраль торможения на устройстве АРС
- МУ -
- магистраль управления
- маршрутный указатель
- МУМ - машинист уборочных машин.
- МУС - местная усилительная станция громкоговорящего оповещения на станциях.
- МХ - магистраль хода на устройстве АРС.
Н
- НВЛ - Невско-Василеостровская линия.
- НМ - напорная магистраль.
- НР - нулевое реле.
- НСТ - нормативная станция по труду.
- НЧ - нулевая частота АЛС.
О
- ОВ - обмотка возбуждения.
- ОВП - огнетушитель воздушно-пенный.
- ОВТ - тумблёр отпуска вентильных тормозов.
- ОВУ - основная водоотливная установка (на линиях с 1990-х годов постройки).
- ОДП - основная дренажная перекачка.
- ОП -
- огнетушитель порошковый
- сигнал опасности
- ОПЛ - Охтинско-Петроградская линия.
- ОПУ - основной пульт управления.
- ОСП -
- огнетушитель самосрабатывающий порошковый.
- индикатор отсутствия признаков пожара АСОТП «Игла»
- ОУ - огнетушитель углекислотный.
- Охранная стрелка - стрелка, расположенная на другом пути и устанавливаемая при приготовлении маршрута в положение, исключающее возможность выхода подвижного состава на подготовленный маршрут.
- ОЧ - отсутствие частоты АРС.
- ОЭМЗ - Опытно-электромеханический завод.
- ОЯ - обмотка якоря.
П
- П - главный предохранитель.
- ПА-КСД - поездная аппаратура комплексной системы «Движение».
- ПА-М - поездная аппаратура модернизированная.
- Парковые пути - пути, примыкающие к деповским путям.
- ПБ - педаль бдительности.
- ПБМ - один из блоков АРС.
- ПВБ - путевая восстановительная бригада.
- ПВЗ - переключатели защиты вагона.
- ПВС - пункт восстановительных средств.
- ПВУ - повагонное управление (обозначение на мониторе вагонов «Скиф»).
- ПГ - путевой генератор частот АРС.
- ПД -
- проездной документ на основе магнитной карты
- положение о дисциплине
- ПДИ - постоянно действующий инструктаж.
- ПДУ - пульт дистанционного управления.
- Перегон - часть линии метрополитена, расположенная между смежными станциями.
- ПИ - пожарный извещатель АСОТП «Игла».
- ПИР - проектно-изыскательные работы.
- ПК -
- пожарный кран
- приёмные устройства АРС
- ПКА - пункт контрольно-автоматический (турникет на выход).
- ПКГ - групповой переключатель положений.
- ПКПП - приёмно-контрольный пожарный прибор.
- ПЛ - Правобережная линия.
- ПМ -
- поломоечная машина
- подметальная машина
- см. ПМТ
- пульт машиниста
- ПМСАУП - программно-моделирующая система автоматического управления поездом.
- ПМТ - тормозной переключатель. Ставит силовые цепи на моторный или тормозной режим, имеет 2 фиксированных положения ПМ и ПТ.
- Подвижной состав - вагоны, локомотивы и специальные подвижные единицы.
- Подход к станции - расстояние от торца пассажирской платформы до наиболее удаленного светофора, ограждающего участок пути в начале этой платформы.
- Поезд - состав, сформированный из вагонов, локомотив или дрезина с прицепом или без прицепа, имеющий установленные сигналы, присвоенный номер и обслуживаемые локомотивной бригадой (машинистом).
- ПОНАБ - прибор обнаружения нагретых букс.
- Портал - место выхода на поверхность линии метрополитена.
- Пост централизации - пост на станции, в котором сосредоточено управление централизованными стрелками и сигналами.
- ПП - переключатель положений.
- ППЗ - переключатели защиты поезда.
- ППП - промежуточная понизительная подстанция.
- ППР - планово-подъёмочный ремонт.
- ППТ - правый перегонный тоннель.
- ПР -
- пальцевый разъём ЭКК автосцепки
- пневморессора
- путевое реле АРС
- ПРВ - промежуточное реле времени.
- ПРВУ-И - программный распределитель водоотливной установки на интегральных микросхемах.
- Предохранительный тупиковый путь - тупиковый путь, предназначенный для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов.
- Прочие пути - станционные пути, использование которых определяется производимыми на них операциями при маневрах или хозяйственным назначением. Расположены, как правило, на территории, прилегающей к электродепо.
- ПРПС - пункт ремонта подвижного состава.
- ПРС - поездная радиосвязь.
- ПРТ - преобразователь реостатного торможения.
- ПС -
- подвижной состав
- пригласительный сигнал
- последовательное соединение
- ПСП - переходный переключатель. Ставит ТД на параллельное или последовательное соединение, имеет два фиксированных положения - ПС и ПП.
- ПСТ - полное служебное торможение.
- ПСЧ - приёмник сигнальных частот АРС.
- ПТ -
- проверка пневматических тормозов
- см. ПМТ
- путевой трансформатор
- ПТК-ТЛС - программно-технический комплекс с телемеханическими и локальными связями.
- ПТО -
- пункт технического обслуживания
- производственно-технический отдел (техотдел)
- ПТЭ - правила технической эксплуатации (метрополитенов РФ).
- ПУ - пульт управления.
- ПУПМ - переговорное устройство «Пассажир - машинист».
- Путевая автоматическия блокировка (автоблокировка) - система устройств, регулирующая движение поездов и их ограждение на перегонах и станциях без путевого развития. При автоблокировке разрешением на занятие поездом участка служит разрешающее показание светофора, а смена сигналов светофора происходит автоматически от воздействия поезда на ограждаемый им участок пути.
- Путевые знаки - постоянные знаки, указывающие план, профиль, протяженность и границы участков пути.
- Пути специального назначения - предохранительные тупиковые пути и соединительные ветви.
- Путевые знаки - постоянные знаки, указывающие план, профиль, протяженность и границы участков пути.
- ПЦБК - промежуточный центральный блок контроля системы «Игла».
Р
- РА - рельсовый автобус.
- РБ - ревизор безопасности.
- РВ -
- реле времени
- ртутный выпрямитель
- РВО -
- реле времени освещения
- реверсивный выключатель основного управления
- РВР - реверсивный выключатель резервного управления.
- РВТ - реле времени торможения.
- РВТБ - резервный вентиль тормоза безопасности.
- РД -
- реле дверей
- реле давления
- Резервный светофор - светофор, установленный на правосторонней кривой малого радиуса с правой стороны пути в створе с основным светофором. Сигнальные огни резервного светофора включаются при погасании сигнальных огней основного светофора.
- РЕЗСКВ - резервная скважина.
- РЗ -
- реле заземления
- реле заряда
- реле сигнализации
- реле защиты
- РЗП - реле защиты преобразователя.
- РЗПВ - реле защиты преобразователя вагона.
- РИУ - радиоинформатор.
- РК - реостатный контроллер.
- РКМ, РКП - кулачковые контакторы РК.
- РКР - реле контроля реверса.
- РКСУ - реостатно-контакторная система управления.
- РКТТ - реле контроля тормозного тока.
- РМ - рукоятка машиниста (на вагонах «Яуза» и «Скиф») - по функциям аналогична КВ.
- РМЦ - ремонтно-механический цех.
- РО - реле остановки.
- РОТ - реле отключения тяги.
- РП - реле перегрузки.
- РП1…РП6 - регулятор положения кузова.
- РПБ - реле педали бдительности.
- РПвозв. - реле возврата РП.
- РПЛ - силовые катушки РП.
- РПП - реле переключателя положений.
- РПУ -
- реле пониженной уставки
- резервный пульт управления
- РР - реле реверсирования.
- РРИ - радиорелейный информатор.
- РРП - реле резервного пуска.
- РРТ - реле ручного торможения.
- РС -
- рельсосмазыватель
- лампа равенства скоростей
- РСБ - ремонтно-строительная база.
- РСУ -
- ремонтно-строительный участок
- реле системы управления
- РТ -
- токовое реле
- реле торможения
- тиристорный регулятор
- РТМ - многофункциональный тиристорно-импульсный регулятор.
- РТП - рычажно-тормозная передача.
- РУ - реле установок.
- Руддвор - подземная выработка в основании шахты.
- РУМ - см. РЦУ.
- РУТ - реле ускорения и торможения.
- РЦ -
- рельсовая цепь
- разъединительная цепь
- РЦ АРС - разъединительная цепь АРС.
- РЦ УКС - разъединительная цепь УКС.
- РЦУ - разъединитель цепей управления.
- РЩК - релейно-щитовая камера.
С
- САММ - система автоведения «МИИТ-метро».
- САРЧ - система автоматического регулирования частоты вращения.
- СВ - соединительная втулка.
- СВН - система видеонаблюдения.
- СД - служба движения.
- СДПП - серводвигатель переключателя положений.
- СДРК - серводвигатель РК.
- Сигнал - условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ.
- Сигнальный знак - условный видимый знак, при помощи которого подается приказ или указание определенной категории работников. К сигнальным знакам относятся: предельные столбики или рейки, знаки границ станций, скорости движения, отключения и включения тяговых двигателей, торможения и др.
- СК - соединительная коробка.
- СКБ - старший кассир билетный.
- СКД БСК - система контроля доступа по бесконтактным смарт-картам.
- СКМ - служба контроля метрополитена.
- Служба ЭМС - электромеханическая служба.
- Служба ЭС - служба электроснабжения.
- СММ - снегоуборочная машина метрополитена.
- СОВС - система отопления и вентиляции салона.
- СОСД - светильник открытия станционных дверей.
- СОТ - сигнализация отпуска тормоза.
- Специальный подвижной состав - несъемные подвижные единицы: дрезины (автодрезины, мотодрезины), платформы, снегоочистители, зумпфовые и промывочные агрегаты, снегоочистительные машины и др.
- СР -
- стоп-реле
- средний ремонт (аналогичен КР-1)
- ССВ - служебная соединительная ветка.
- СТ - скоростной трамвай.
- Станция - раздельный пункт с путевым или без путевого развития, позволяющий производить операции по приему, отправлению поездов и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах - производство маневровой работы.
- Станция закрытого типа - станция, пассажирский зал которой отделен от путевых тоннелей стенами с автоматическими дверями.
- Станционные пути - пути в границах станции - главные, приёмо-отправочные для оборота и отстоя или для отстоя электроподвижного состава, парковые и прочие пути.
- СТБ - силовой тиристорный блок.
- СТД - служба технической диагностики.
- СТЛ - Серпуховско-Тимирязевская линия.
- СТП -
- совмещённая тяговопонизительная подстанция
- скорая техническая помощь ПВС
- Стрелка - часть стрелочного перевода, состоящая из рамных рельсов, остряков и переводного механизма.
- Стрелка нецентрализованная - стрелка, остряки которой переводятся вручную при помощи переводного механизма.
- Стрелка централизованная - стрелка, остряки которой переводятся устройствами, управляемыми с поста централизации.
- Стрелочный перевод - устройство, служащее для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Стрелочный перевод состоит из стрелки, крестовины и соединительных путей между ними.
- СУ -
- сантехнические установки.
- согласующее устройство АРС
- СУРСТ - система управления работой станции с применением теленаблюдения.
- СЦБ - (устройства) сигнализации, централизации, блокировки.
- СЧРСТ - система управления работой промышленного телевидения и телеуправления.
- Съёмные подвижные единицы - подвижные единицы, которые могут быть сняты с пути вручную обслуживающими их работниками (путеизмерительные, дефектоскопные, инструментальные тележки и др.)
Т
- ТАБ - тяговая аккумуляторная батарея.
- ТВУ -
- транзитная водоотливная установка
- тонально-вызывное устройство
- тиристорное возбудительное устройство
- ТД - см. ТЭД.
- ТДП - транзитная дренажная перекачка.
- ТИСУ - тиристорно-импульсная система управления.
- ТК - тиристорный контроллер.
- ТКЛ - Таганско-Краснопресненская линия.
- ТМ - тормозная магистраль.
- ТМР - тяговый трансформатор.
- ТО-1 (2,3,4) - техническое обслуживание первого (второго, третьего, четвёртого) объёма.
- Торможение служебное - пневматическое торможение ступенями любой величины для плавного снижения скорости или остановки поезда в заранее предусмотренном месте.
- Торможение экстренное - торможение, применяемое в случаях, требующих немедленной остановки поезда, достигаемое путем экстренной разрядки тормозной магистрали и дающее минимальный тормозной путь.
- Тормозной путь - расстояние, проходимое поездом за время от момента перевода ручки крана машиниста или крана экстренного торможения в тормозное положение до полной остановки. Тормозные пути различаются в зависимости от вида торможения (служебное, полное служебное и экстренное).
- ТОС - тоннельный отстой состава.
- ТП -
- тяговая подстанция
- тяговый привод
- ТПК - тоннелепроходческий комплекс.
- ТПМК - тоннелепроходческий механизированный комплекс.
- ТПП -
- тоннельная понизительная подстанция
- тягово-понизительная подстанция
- ТР -
- токоприёмник рельсовый
- тепловое реле
- ТР БАРС - тяговый режим БАРС (обозначение на мониторе вагонов «Скиф»).
- ТР-1 (2, 3) - текущий ремонт первого (второго, третьего) объёма.
- ТРА - техническо-распорядительный акт.
- ТРК - тепловое реле.
- ТРП - тиристорный регулятор.
- ТРТП - см. ТРК.
- ТС - тиристор.
- ТССМ - технологическая система связи метрополитена.
- ТЦ - тормозной цилиндр.
- ТЧ -
- тяговая часть (Депо подвижного состава (локомотивное депо, моторвагонное депо). Идёт с номером: ТЧ-1, ТЧ-2, ..., где каждый номер соответствует определённому депо в данном регионе. Номера на железной дороге, разных регионов и на метрополитене могут совпадать. Например: ТЧ-9 - электодепо "Фили" Московского метрополитена, ТЧ-9 - депо Вихоревка Восточно-Сибирской железной дороги, ТЧ-9 - депо Витебская-сортировочная Санкт-Петербург. Если депо имеет в составе и локомотивное депо, и моторвагонное депо, то оно обозначается всегда одним номером, например: ТЧ-18 - депо им. Ильича Московской железной дороги)
- начальник депо
- ТЧГ-1 (цифра - № депо) - главный инженер депо.
- ТЧЗр-1 - заместитель начальника депо по ремонту (цифра - номер конкретного ТЧ).
- ТЧЗэ-1 - заместитель начальника депо по эксплуатации (цифра - номер конкретного ТЧ).
- ТЧМ-1 - мастер депо, ТЧМс-1 - старший мастер депо (цифра - № депо), ТЧМи - машинист-инструктор.
- ТШ - ЭМК цепи подмагничивания ТД.
- ТЭ - тумблёр «Тормоз экстренный».
- ТЭД - тяговый (электро)двигатель.
- ТЭМ - электронная система телемеханики.
- ТЭО - технико-экономическое обоснование.
У
- УАВА - универсальный автоматический выключатель автостопа.
- УВПД - устройство визуализации проездных документов на основе магнитной карты (= визуализатор, информатор). Ящик с приемной щелью и табло.
- УГР - уровень головки рельса.
- УГС.М - устройство голосовой связи машиниста.
- УГС.П - устройство голосовой связи пассажира.
- Уклон - элемент продольного профиля пути, имеющий наклон к горизонтальной линии. Уклон для поезда, движущегося от низшей точки к высшей, называется подъёмом, а обратно - спуском.
- УКПТ - устройство контроля проникновения в тоннель.
- УКС - устройство контроля скорости.
- УНЧ - усилитель низкой частоты.
- УОС - устройство ограничения скорости.
- УОТП - устройство определения тормозного пути.
- УП - сигнальный знак для ночной расстановки составов.
- УСПМ, УЭСПМ - устройство (экстренной) связи «Пассажир-машинист».
- УТ - универсальный турникет.
- УФКП - устройство фотоэлектрического контроля пассажира.
- УЦТВ - устройство цветного теленаблюдения.
- УЧПП - уровень чистого пола платформы.
- УШ - углефильтрационная шахта (универсальная штольня).
Ф
- ФКМ - функциональная клавиатура машиниста (на вагонах «Яуза» и «Русич»).
- ФЛ - Филёвская линия.
- ФП - фекальная перекачка.
- ФПЛ - Фрунзенско-Приморская линия.
Ц
- ЦБКИ - центральный блок контроля индикации системы «Игла».
- ЦИК - цифровой информационный комплекс.
- ЦКС - центр кинологической службы.
- ЦПА - цех поездной автоматики.
- ЦПУ - центральный пересадочный узел.
- ЦУВ - цепи управления вагона.
Ш
- Ш - служба "Ш" (сигнализации и связи).
- ШИМ - широтно-импульсная модуляция инвертора напряжения.
- ШМ - электромонтер, сл. "Ш".
- ШН - электромеханик, сл. "Ш".
- ШНС - старший электромеханик, сл. "Ш".
- ШР - штекерный разъём ЭКК автосцепки.
- ШРМП - штепсельный разъём местного питания.
- ШС - шаровой подшипник.
- ШЧ - начальник дистанции сигнализации и связи.
Э
- ЭВМ - электронно-вычислительная машина.
- ЭВР - вид воздухораспределителя на вагонах «Скиф».
- ЭКА, Эк/а - электровоз контактно-аккумуляторный.
- ЭКГ - групповой реостатный контроллер.
- ЭКК - электроконтактная коробка.
- Электрическая централизация стрелок и сигналов - система устройств для управления при помощи электрической энергии стрелками и сигналами станции с одного пункта, обеспечивающая взаимное замыкание стрелок и сигналов.
- Электроподвижной состав - вагоны, из которых формируются электропоезда.
- ЭМК - электромагнитный контактор.
- ЭПВ, ЭВ - электропневматический вентиль автостопа (то же, что и ЭПК на "номерных" составах).
- ЭПК -
- электрический пневматический клапан.
- электропневматический клапан автостопа.
- ЭПС - электроподвижной состав.
- ЭСИЧ - электронные счётные интервальные часы.
- ЭСТ - электронная система телемеханики.
- ЭТ -
- экстренное торможение
- электрическое торможение
- ЭТПП - электромагнитный дисковый тормоз переключателя положений.
- ЭЦ - электрическая централизация.
|
Такси
Метро
|